Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Система материального обеспечения F-35 приводит к невыполнению боевых заданий

В своем новом только что опубликованном докладе директор управления по оперативным испытаниям и оценкам (DOT&E) ВВС США Роберт Бехлер указал на то, что автономная логистическая информационная система ALIS (Autonomic Logistics Information System), разработанная фирмой Lockheed Martin и предназначенная для повышения эффективности технического обслуживания и летных операций новейших истребителей 5-го поколения F-35, пока «еще не работает так, как предполагалось». F-35A — это новейший американский одноместный, одномоторный, многоцелевой истребитель пятого поколения, который способен выполнять наземные атаки, разведку и миссии ПВО с возможностью скрытности.

Бехлер подчеркнул, что даже после многих лет обновлений и улучшений, система логистики F-35, по-прежнему, страдает от пробелов в данных и ошибок, которые затрудняют техническому персоналу, обслуживающему эти истребители, поддерживать совместные миссии ударных истребителей на надлежащем уровне. По сути, эти проблемы слишком часто приводят к тому, что приходится приземлять самолеты, которые ошибочно описываются автономной системой как не способные выполнить свою миссию, замедляется способность эскадрильи приступать к началу летных испытаний после ее развертывания и создается очень большая нагрузка на сопровождающий технический персонал.

DOT&E заявила, что большинство недостатков, связанных с системой ALIS, подпадают под три категории. Первая — это большое количество обходных путей, необходимых для использования системы ALIS при планировании миссий, ремонта и управления цепочкой поставок запасных частей для самолетов. Функции, которые должны быть автоматическими, часто требуют ручного ввода сопровождающими. Во-вторых, данные, предоставляемые ALIS, часто являются неполными или полностью неверными. Причины этого различны, так, например, подрядчики не полагаются на систему для собственного использования и, таким образом, не всегда вводят информацию правильно или стандартизированным образом. Даже собственный производитель системы фирма Lockheed Martin до марта 2018 года не использовала ALIS на производственном этаже, где собираются F-35, с целью отслеживания готовности новых самолетов. В конечном счете, результатом является плохой пользовательский опыт. Исправление более сложных наборов данных, таких как техническая информация, которая сопровождает все сложные механизмы, например, катапультируемое сиденье F-35, съедает слишком много времени. Но, что еще более важно, эти проблемы приводят к пропуску вылетов самолетами, и ВВС называют эту проблему одной из пяти ведущих драйверов, не способствующих выполнению миссий. Во время же развертывания истребителей на кораблях, или в суровых климатических местах, эта сложность затрудняет настройку ALIS и начало полетов. При этом зачастую, сроки начала летной эксплуатации становятся значительно больше, чем у устаревших типов самолетов. Эти недостатки приводят к еще одной, третьей проблеме: отсутствию доверия к системе ALIS, что заставляет тех, кто работает с системой, использовать в своей работе другие различные способы управления данными. Проблемы при работе с системой ALIS были подробно отражены в документах DOT&E и других источниках министерства обороны в предыдущие годы.

В мае 2018 во время визита корреспондента Defense News на летную базу морской пехоты Бофорт, штат Южная Каролина, которая имеет одни из самых низких показателей по боеспособности истребителей F-35 среди мест дислокации этих самолетов, один из военнослужащих базы сказал, что ALIS иногда сообщает, что для поставки некоторых из частей самолетов требуется несколько лет. Тогда, разработчикам приходится делать телефонные звонки с просьбами ускорить поставки.

DOT&E отмечает, что программный офис добился прогресса в устранении некоторых недостатков. Однако есть много вопросов, которые не решаются своевременно и, как правило, для их решения требуется чрезмерно длительный период времени. В докладе отмечается, что медицинское приложение ALIS (Squadron Health Management application) и приложение по управлению обслуживанием клиентов (Customer Maintenance Management System application) иногда показывают противоречивую информацию о том, способен ли самолет выполнять миссию. Эта проблема была известна с 2012 года, но, несмотря на несколько проведенных новых усовершенствований программного обеспечения, разработки его ведутся до сих пор. При сохранении будущей версии ALIS программный офис хочет перейти к небольшим вставкам в программное обеспечение, которые будут осуществляться более часто и более быстро, Этот подход DOT&E считает шагом в правильном направлении. Тем не менее, представители офиса утверждают, что программа не тестирует систему таким образом, чтобы имитировать то, как работают изо дня в день пользователи системы, и критикуют сам процесс тестирования ALIS, заявляя, что он не является стандартным для различных лабораторий, которые его оценивают. В отчете утверждается, что «единая испытательная площадка ALIS» (single ALIS test venue) повысит эффективность тестирования и обеспечит более своевременную передачу программного обеспечения в операционный блок. Текущий же, репрезентативный метод тестирования релизов ALIS приводит к задержкам в поиске и устранении недостатков, часто даже после того, как новое программное обеспечение выставлено. Помимо многих проблем с системой ALIS, в докладе подчеркивался ряд проблем, связанных непосредственно с программой создания самих истребителей F-35:

— испытания на прочность показывают, что ранние версии F-35B с коротким взлетом и вертикальной посадкой предназначенные для Корпуса морской пехоты, могут летать всего 2100 летных часов, то есть, около четверти ожидаемого срока службы в 8000 часов. Это означает, что некоторые модели F-35B могут быть выведены из эксплуатации уже в 2026 году — всего через десять лет после того, как самолет был объявлен первоначально работоспособным;

— DOT&E считает, что точность наведения внутренней пушки F-35A неприемлема и не соответствует спецификациям контракта. В то время как программные обновления повысили стабильность стрельбы пушки, не было реализовано никаких аппаратных или программных изменений, которые улучшили бы точность прицела. Кроме того, в ходе расследований, проведенных управлением, было установлено, что оружие разрегулировано по различным параметрам, что не позволяет предлагать его в качестве основного типа вооружения;

— хотя программа подтвердила, что она может в течение полетов создавать файлы данных, которые затем могут быть задействованы как библиотека угроз для истребителя, DOT&E считает, что ей не хватает адекватного оборудования для быстрого создания новых файлов данных «в стрессовых условиях», что может помешать ее способности вовремя реагировать на противника в ходе боевого конфликта;

— DOT&E также продолжает беспокоиться о программе модернизации истребителей F-35, которая использует очень гибкую разработку программного обеспечения под названием Continuous Capability Development and Delivery или C2D2. Управление испытаний считает, что JPO план по обновлению программного обеспечения самолета каждые шесть месяцев является стратегией высокого риска, и говорит, что управление программой должно обеспечить, чтобы как можно больше испытаний проводилось в лабораторных условиях, а не с помощью летных испытаний.