Найти тему
Издательство ЭКСМО

Прочти первым: Отрывок из автобиографии "отца" виртуальной реальности

Джарон Ланье — один из самых неординарных и ярких ученых современности. Именно ему принадлежит право называться "отцом" виртуальной реальности, ведь именно он ввел этот термин в наш обиход. Недавно на русском языке вышла его книга «На заре новой эры». Мы публикуем отрывок из нее.

***

Что может быть ужаснее мысли о том, что какой-то тип в бе­лом халате управляет тобой, как персонажем из видеоигры, а ты об этом даже понятия не имеешь?

Фильмы и романы послевоенного периода примерно до кон­ца прошлого века важную роль в контроле над людьми отводи­ли гипнозу и гипотетической сыворотке правды. Но эти сюже­ты не были выдумкой! Сотрудники ЦРУ на самом деле давали людям ЛСД — без малейшего их на то согласия — чтобы посмо­треть, поможет ли это контролировать человеческое сознание.

Винер высказал мысль, что компьютеры могут стать доста­точно мощными, чтобы управлять более сложноорганизован­ными ящиками Скиннера. Эти ящики будут более эффективны, их будет сложнее распознать, и поэтому они намного страшнее. Если читать Винера вдумчиво, станет ясно, что при наличии до­статочно хороших сенсоров, достаточно высоких вычислитель­ных мощностей и при достаточно высоком уровне сенсорной об­ратной связи можно поместить в ящик Скиннера бодрствующе­го человека, и он не будет этого осознавать. Винер успокаивает читателя, указывая на то, что сконструировать такое огромное компьютеризированное приспособление и подвести к нему сеть коммуникаций будет настолько сложно, что такая опасность су­ществует лишь в теории.

Лишь через несколько месяцев после первых фантазий о ком­пьютерной графике меня настигла тягостная мысль. Она была настолько ужасной, что я выкинул ее из головы сразу, как только она пришла мне в голову; она жгла меня. Но потом, спустя годы, я время от времени снова сталкивался с этой черной мыслью и постепенно пришел к согласию с нею — но об этом дальше.

Мысль была о том, что технология виртуального мира, в сущ­ности, идеальный аппарат для создания совершенного ящика Скиннера. Виртуальный мир мог бы стать самой страшной тех­нологией из всех существующих.

Напомню, что в то время виртуальные миры состояли из спар­тански сдержанных однотонных линейных изображений и по­смотреть на них удавалось в редких случаях, через огромные промышленные приспособления нескольких лабораторий.

Но я много фантазировал, как выглядела бы новая техно­логия, и мне, наверное, это даже снилось. В моих мечтах она была прекрасной, выразительной и чуткой. Она была как кар­тины Босха, музыка Баха и шоколад вместе взятые. Мою руку можно было бы измерить, или она превратилась бы в некий естественный придаток, может быть, в руку, а может, и в кры­ло. В один прекрасный день я бы пролетел через множество Мандельброта, смог бы программировать с помощью танца, сочинять музыку вместе с друзьями, выращивая воображае­мые растения.

Я пришел в ужас от одного слова в этом абзаце — «измерить».

Винер размышлял, как компьютеры могли бы вписаться в мир. До того времени применение компьютеров ограничива­лось решением абстрактных формальных задач, взломом се­кретных кодов или расчетом траекторий ракет. В специальное окно техникам подавали стопки перфокарт. В подобных случаях существует дискретный момент, когда оператор вводит в ком­пьютер входные данные, например зашифрованное вражеское послание, а затем запускает программу и читает данные на вы­ходе. Более того, формальные определения вычисления, дан­ные Тьюрингом и фон Нейманом, впервые были сформулирова­ны на основе этой модели, включающей в себя стадии дискрет­ного ввода, обработки данных и вывода.

Но что, если компьютеры будут работать не с перерывом, а все время, взаимодействуя с миром, встраиваясь в него? А ведь именно таким и был прототип, разработанный Айвеном Сазер­лендом!

«Кибер» по-гречески означает связь с управлением кораблем. Когда идешь под парусом, нужно постоянно приспосабливаться к изменениям ветра и волн. Айвен хотел наделить свой прото­тип сенсорами, измеряющими мир, механизмами воздействия на него и встроенным в мир компьютером. Он бы немного напо­минал робота-матроса, даже если бы был закреплен на одном месте. Возможно, он мог бы смотреть глазами-камерами, у него могли бы появиться несколько клавиатур для текстового ввода, а затем он выводил бы изображения на экран или, возможно, кон­тролировал аппаратное обеспечение. Потому и «кибернетика».

Такое виденье программирования было представлено в «Кос­мической одиссее 2001 года».

Компьютер HAL находится не в теле андроида, который мо­жет ходить; он просто часть окружения. Тем не менее он тут. Компьютер управляет полетом космического корабля и тем, что происходит снаружи.

А теперь рассмотрим ящик Скиннера. Из чего он состоит? Есть измерения существа, к примеру крысы, которая находится в ящике. Нажала ли она на кнопку? Пошла обратная связь. По­явится ли пища? Что запускает действие, когда данные получе­ны? Во время первых экспериментов процесс контролировал живой человек, сейчас этим занимается алгоритм.

Компоненты ящика Скиннера и кибернетического компью­тера, в сущности, одни и те же. Возможно, это слишком элемен­тарное наблюдение для современности, но во времена моей юности эта связь была ошеломляющим открытием.

Чтобы система виртуальной реальности работала хорошо, необходимо, чтобы она включала в себя самые лучшие техни­ческие возможности восприятия человеческой активности. Тогда она смогла бы создать практически любое переживание по­средством обратной связи. Может статься, что VR окажется опас­нейшим изобретением в истории.

Стойте, перестаньте так думать! Назад! Подумайте о чем- нибудь другом. Научитесь играть на флейте сякухати, поезжай­те в путешествие по экзотическим местам, избегайте Мысли.

ПОСМОТРЕТЬ КНИГУ