26 подписчиков

Ван Гог. На пороге вечности

Уиллем Дефо в роли Ван Гога.
Уиллем Дефо в роли Ван Гога.

7 февраля в прокат вышел фильм режиссера и художника Джулиана Шнабеля «Ван Гог. На пороге вечности», где главную роль величайшего Винсента Ван Гога исполнил Уиллем Дефо.

 7 февраля в прокат вышел фильм режиссера и художника Джулиана Шнабеля «Ван Гог. На пороге вечности», где главную роль величайшего Винсента Ван Гога исполнил Уиллем Дефо.-2

Может ли кинематограф со свойственной ему динамикой передать тот вихрь страстей, которыми обуреваем живописец в процессе творчества? На этот вопрос предстоит ответить нашим преданным зрителям! С 7 февраля в прокат вышел фильм режиссера и художника Джулиана Шнабеля «Ван Гог. На пороге вечности», где главную роль величайшего Винсента Ван Гога исполнил Уиллем Дефо («Человек-Паук», «Английский пациент», «Прямая и явная угроза», «Аквамен» и др.). Кстати, мы очень надеемся, что эта роль наконец принесет Уиллему его заслуженную статуэтку премии Оскар. Но это мы узнаем в конце февраля, а пока читаем рецензию, знакомимся с фильмом и планируем поход в кино.

Винсент Ван Гог был одержим живописью и мечтал изменить мир. Он жил в Париже на Монмартре и водил дружбу с Полем Гогеном. Он отдавал предпочтение алкоголю и кистям, а если уж влюблялся – то со всей безумной страстью. При жизни его холсты почти не продавались, а сегодня – одни из самых дорогих полотен в мире. Как истинный гений, он всегда находился на пороге вечности…

Когда Джулиан Шнабель приступал к работе над фильмом, в первую очередь ему хотелось показать те стороны, которые зачастую теряются в многочисленных фильмах про художников. Сюжет фильма раскрывает тайну создания шедевра, ту самую магию, которую нельзя описать словами и над которой не властно время. Это некое чувство, зарождающееся глубоко внутри, всецело зависит от жизни, которую ведет художник, от того, каким он видит этот мир. В результате получился увлекательный рассказ о роли художника в нашем мире, о его вечных поисках самого себя, о том, как важно оставаться живым и стремиться к бесконечности. И, разумеется, о величайшем наследии красоты, оставленном Винсентом Ван Гогом.

«Ван Гог в этом фильме является отражением моего видения его картин», – утверждает Шнабель. Сценарий фильма основан на письмах великого художника, связанных с ним легендах, фактах его биографии – не только хорошо известных каждому из нас, но и малоизвестных. О Ван Гоге снято немало фильмов, телевизионных программ, документальных лент и сериалов, но ни один не устраивал Шнабеля, как художника. Для него было важно, чтобы в фильме показывалось, как рождается картина, мазок за мазком, как краска ложится на холст. Эта картина – это ода художественному таланту и той абсолютной убежденности, с которой он посвятил ему всю свою жизнь.

Сценаристы объясняют, что в их планы не входило снять байопик Винсента Ван Гога, так как это было бы глупо, ведь биография художника известна всем. Вместо этого они решили воссоздать эпизоды из последних лет жизни Ван Гога, которые были оставлены биографами без внимания. Годы, когда Ван Гог начал отдавать себе отчет в том, что видит окружающий мир иначе, чем остальные, что его картины не похожи на творения других художников.

Создатели фильма попытались представить, что он слышал и о чем говорил, пытались передать ту иную точку зрения, которую величайший художник предложил в свое время ценителям искусства. Работая над фильмом, съемочная команда посетила все места, где Ван Гог жил и работал последние 2 года своей жизни. По большей части история рассказывается от первого лица. Это дает зрителям возможность на время почувствовать себя главным героем фильма, а не просто сторонним наблюдателем.

«Ван Гог. На пороге вечности» – это не только поиски и метания творческой души, это и наслаждение жизнью, ведь сам художник умел наслаждаться ею и чувствовать в полной мере. Ван Гог был болен жизнью и как никто и никогда всем сердцем любил природу. Он часами в полном одиночестве мог наблюдать красоту пейзажей и постоянно нуждался в тёплом солнечном свете. Цветопередача здесь служит на благо сюжета, ведь кинокартина с первых минут погружает зрителя в мрачную дымку Парижа, а затем бросает в яркую палитру юга Франции. В фильме много тишины, но пауза здесь несет не меньшую смысловую нагрузку, чем диалоги. А фон порой не менее важен, чем фигура на первом плане. На протяжение всего просмотра, картина не выводит вас из состояния умиротворения и покоя. По ходу просмотра вы улавливаете детали, но постепенно ваши глаза открываются шире и шире и перед вами предстает прекрасный мир в полном объеме. Мир, каким видел и ощущал его величайший художник всех времен!

В роли Поля Гогена в фильме снялся Оскар Айзек.
В роли Поля Гогена в фильме снялся Оскар Айзек.

По словам Джулиана Шнабеля, Уиллем Дефо – единственный, кому по силам была роль Винсента Ван Гога. Его известный разносторонний актерский талант, глубина его личных исследований, физическая выносливость и воображение были выше всяких похвал. Он беспрепятственно вжился в образ художника. А для того, чтобы на экране раскрыть вовлеченность в эмоциональный процесс рождения картины, Дефо пришлось научиться рисовать и в кадре писать самому, а не подражать движениям художника.

Немалую роль в жизни Ван Гога сыграл его брат Тео, с которым художник мог беседовать и об искусстве, и о жизни, который был с ним и в радости, и в горе. Дефо хотел передать эту братскую любовь в сценах, в которых он играл с Рупертом Френдом («Простая просьба», «Смерть Сталина», «Распутник», «Гордость и Предубеждение», «Мальчик в полосатой пижаме» и др.).

Роль Поля Гогена сыграл Оскар Айзек («Внутри Льюина Дэвиса», «Из машины», «Звездные войны»). Поль и Винсент Ван Гог были очень близки, оба талантливые художники, верные выбранному ими стилю, каждый ищет вдохновение, но по-разному и в разном. «Время, которое Ван Гог и Гоген провели в Арле, было поистине мистическим, учитывая концентрацию творческой энергетики художников», – говорит Айзек. – Читать сценарий было крайне интересно, но еще интереснее было воссоздавать на съемочной площадке вместе с Уиллемом Дефо ситуации, когда наши герои оставались наедине, без свидетелей. Воображение будоражило то, как общались художники, как заботились друг о друге. Ван Гог в то время был очень одинок, фактически заперт в своем сознании, так что Гоген стал для него глотком свежего воздуха. Поль был единственным, кто, возможно понимал мотивы и чаяния Винсента».