Что может сделать школа, чтобы помочь первоклассникам физически развиться и лучше учиться? Рассказывает руководитель кафедры «Человек» школы «Золотое сечение», психолог, кинезиолог Наталья Лунина.
«Традиционное образование устарело и не соответствует требованиям стремительно меняющегося мира» – фраза, которая звучит уже не только в образовательной среде, но буквально во всех профессиональных сообществах. Факты налицо, с ними нельзя не считаться: количество информации в мире растет в геометрической прогрессии, глобализация ведет за собой невероятную скорость и интенсивность обмена информационными потоками.
Итак, среда, в которой мы живем, кардинально изменилась, и с каждым годом появляется все больше информации, необходимой для ежедневной обработки. Вместе с тем, с точки зрения физиологии, наш биологический вид меняется крайне медленно. Внутренние процессы, обеспечивающие нашу деятельность, остаются почти такими же, что и сотни лет назад, но теперь мы получаем все больше данных о том, как эти процессы происходят и как влияют на нашу успешность.
В связи с этим традиционная педагогическая система «учитель – ученик» подвергается переосмыслению. Нам нужно учитывать специфику изменяющейся среды и практически неизменной человеческой физиологии, то есть понимать, как наша физиология влияет на процесс обучения.
Очевидно, что для обучения важно развить следующие физические навыки и умения:
– поддерживать определенную рабочую позу и легко менять ее под различные задачи;
– удерживать свое внимание на значимых целях и игнорировать незначимые;
– контролировать свое поведение, переключаться с активных действий на удержание стационарной позы;
– умело пользоваться рабочими инструментами (ручками, карандашами, ножницами, линейками, циркулями и т.п.);
– легко ориентироваться в пространстве, как собственного тела, так и листа, страницы, окружающей среды;
– мышцы, отвечающие за движения глаз, должны быстро и четко переводить взгляд с объекта на объект, с ближнего фокуса на дальний и обратно, позволять взгляду плавно перемещаться по строчке и переключаться с одной строчки на другую без ее потери (особенно важно для чтения);
– руки и ноги должны точно действовать под контролем глаз (зрительно-моторная координация особенно важна для формирования навыка письма);
– поддерживать общий мышечный тонус во время работы.
Мы привыкли считать, что физическая зрелость достигается естественным путем в процессе роста ребенка. Действительно, если в жизни ребенка сложилось все идеально, если на протяжении всего раннего детства он много, активно и разнообразно двигался большую часть времени, то к школе можно ожидать необходимую степень физиологической зрелости. Именно такая зрелость сенсорных систем человека: вестибулярной, проприоцептивной, зрительной и аудиальной – может обеспечить успешное обучение в современном мире.
Однако часто жизнь современного ребенка, особенно родившегося в большом городе, проходит несколько иначе, более пассивно, и физиологическая готовность к систематическому обучению не достигается к школьному возрасту.
Задача школы – создать такую образовательную среду, которая будет способствовать физиологическому развитию ребенка. В «Золотом сечении» мы используем два подхода к развитию физиологической готовности, способствующей успешности в обучении.
1. Brain Gym (Гимнастика мозга). Это комплекс упражнений, сформированный таким образом, что их можно использовать в качестве активирующих моторных действий. С помощью них мы можем:
– стимулировать развитие взаимодействия между двумя полушариями мозга;
– активировать обеспечение мозга энергией;
– снимать мышечное напряжение, вызванное стрессовыми ситуациями, которое блокирует продуктивную мыслительную деятельность.
Эти упражнения были разработаны психологом Полом Дэннисоном совместно с командой специалистов в области неврологии, оптометрии, биологии. Упражнения удобны тем, что могут быть с легкостью использованы педагогом во время любого урока в качестве разминки. Вместе с тем, зная назначение каждого из упражнений, учитель может подобрать их таким образом, чтобы поддержать задачи урока. Например: перед проведением контрольной работы дети выполняют несколько коротких упражнений, снимающих мышечное и эмоциональное напряжение.
В реализации этой программы мы сотрудничаем с Российской Академией Образования.
2. Программа Института нейрофизиологической психологии (the Institute for Neuro-Physiological Psychology, UK). Абсолютно уникальная в России программа диагностики и развития нейрофизиологических аспектов деятельности, необходимых для успешного обучения. С 1975 года Институт занимается исследованиями и разработкой диагностических тестов и коррекционных программ для людей с различными дисфункциональными проявлениями в деятельности центральной нервной системы.
Накопленный за эти годы опыт и клинически подтвержденные результаты позволили внести программу Института в магистерский курс факультета медицины Университета Центрального Ланкшира (UCLan), входящего в 4% лучших университетов мира. В 1996 году на базе клинических исследований была создана специальная программа для педагогов, родителей и специалистов, работающих с детьми в сфере образования. Она опубликована на русском языке в книге Салли Годдард Блайт «Оценка нейромоторной готовности к обучению. Диагностический тест уровня развития от ИНФП и школьная коррекционная программа».
Эта программа позволяет:
– оценить наиболее значимые для успешности обучения нейрофизиологические параметры;
– сравнить результаты диагностики с оценкой уровня развития учебных навыков;
– провести в течение года специальный курс двигательных развивающих упражнений;
– проследить с помощью диагностических тестов динамику нейромоторного развития и сделать сравнительный анализ с динамикой освоения учебных навыков.
Как мы работаем?
Все первоклассники «Золотого сечения» в сентябре проходят диагностические тесты, по которым мы оцениваем функции вестибулярной, проприоцептивной, зрительной и аудиальной систем, а также состояние трех примитивных рефлексов. Таким образом мы можем составить первичный срез нейромоторных характеристик каждого ребенка. В это же время педагогами делается оценка уровня развития основных учебных навыков.
На основании этих материалов специалисты и педагоги составляют общую картину по каждому ребенку. При этом мы анализируем, как индивидуальные параметры физиологического развития могут сказываться в данный момент на успешности в обучении.
Вторым этапом в реализации программы является двигательная развивающая гимнастика. Она выполняется каждый учебный день в течение всего года. Упражнения гимнастики построены в строгой последовательности, каждое направлено на развитие определенных функций. Мы подготавливаем информацию для родителей с описанием и назначением этих упражнений для выполнения их дома в случае отсутствия ребенка в школе, так как одним из важнейших условий эффективности данной программы является ее непрерывность.
В течение года мы делаем промежуточную диагностику, чтобы проследить динамику. Совместно с педагогами отслеживаем продуктивность освоения учебной программы каждым ребенком. И завершаем год итоговой диагностикой, подведением образовательных результатов, и, если это необходимо, рекомендуем поддерживающие упражнения.
Так мы организуем в школе специальный развивающий процесс, дающий нашим детям возможность развивать функции центральной нервной системы, способствующие успешности в обучении. А есть ли подобные программы в вашей школе?