С начала года было выявлено свыше 14 миллионов единиц контрафактной продукции: это и продовольствие, и фармацевтика, и табак, и алкоголь. Перед чемпионатом мира по футболу в страну хлынул поток контрафактных сувениров: всего было изъято более 55 тысяч единиц товаров с символикой ЧМ.
Главным инструментом борьбы с контрафактом власти считают маркировку, которая позволяет прослеживать перемещение товара от производителя до конечного потребителя. Такая система уже внедрена в отношении нескольких наименований лекарственных препаратов, меховых изделий. В следующем году начнут маркировать табак, обувь, фотокамеры и фотовспышки, шины. Проблема в том, что внедрять маркировку товаров необходимо на всей территории Евразийского экономического союза, усилий только одной страны из-за отсутствия таможенных границ недостаточно. По словам Силуанова, если система маркировки не будет внедрена в Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии, российский рынок придется закрыть для товаров, произведенных там.
«Мы будем допускать на рынок только маркированные продукты, предположим, лекарства, если продукция ЕАЭС не будет попадать в эту маркировку, она будет просто запрещена к продаже, вот и все. Ведь что значит маркировка? Это значит – качество, подтверждение того, что продукт произвел тот самый производитель. И это для граждан очень важно, потому что они будут знать, что купили не ерунду какую-то, а качественный продукт».
Повсеместное введение систем маркировки не создаст дополнительных барьеров для бизнеса, считает глава Минпромторга Денис Мантуров. «Именно сами производители инициировали внедрение системы маркировки, чтобы обеспечить конкурентоспособность своей продукции и снизить долю контрафакта и фальсификата на рынке, – заявил министр. – Мы тесно работаем с отраслевыми союзами и не будем принимать тех мер, которые станут дополнительным административным барьером для добросовестных производителей».
Кроме прочего, нужно менять и отношение россиян к тому, что они покупают. По словам руководителя Роскачества Максима Протасова, «умный потребитель» в России уже есть. Так, по данным ВЦИОМ, 83 процента покупателей сегодня обращают внимание на сроки годности продукции и 51 процент – на ее состав.
По материалам RG.RU