253 подписчика

Зимовка пчёл 2019 года: Сохранность семей к весне и о ослабевании пчелосемей.

534 прочитали
Зимовка 2019 в пчеловодстве.
Зимовка 2019 в пчеловодстве.

Не трудное дело размножить пасеку летом, особенно кто умеет хорошо отбирать искусственные рои, - это очень легко; но что же из того, если все, что размножилось летом, погибнет зимою или едва вылезет на свет весною. Хорошая перезимовка пчел — вот важнейшее искусство пасечника.

Если при открытии улья весною видна внизу только кучка павших пчел, если соты чисты, не заплесневели, нигде не видно следов нечистот, - улей, значит, перезимовал хорошо. Если же на дне лежит много пчел, соты заплесневели или видны на них и на улье следы испражнений, то семья зимовала плохо, и тем хуже, чем в большей степени окажутся об­сыпание пчел, плесень и нечистоты.

Главное искусство пасечника заключается в том, чтобы не допус­кать этих печальных явлений, а для этого ему необходимо знать причи­ны, отчего зимою так ослабевают пчелы, ибо таким только образом он может устранить бедствие и убыток.

Сейчас пойдёт речь о причинах ослабевания или осыпания семей из-за:

Голод
Холодный улей, холодное гнездо, слабая сила
Нехороший мед, или круповидный
Отсутствие матки
Излишний жар, недостаток росы. Задухи
Излишняя испарина
Влажность и плесень в зимовнике
Беспокойство зимою
Болезнь пчел - расстройство желудка

Голод

Если у пчел не хватит меда зимою, они должны погибнуть от голода.

Но семья иногда может обсыпаться от голода при самом большом даже запасе, а именно если в тех сотах, на которых пчелы сидели гнездом зимою, мало было меда, и должны они переходить среди зимы на медо­вые дальнейшие соты, и в это время настанут сильные морозы, вследст­вие чего внутренние стенки улья, а также и улочки между сотами покро­ются инеем, - тогда пчелы не будут в состоянии перейти на дальнейшие соты, остаются в холодном гнезде и осыпаются от голода, хотя дальше будет обилие меда. Это реже случается в стояках, ибо здесь у пчел зимний запас преимущественно вверху, и они могут туда перелезать даже во вре­мя морозов; а чаще это бывает в низких лежаках, где медовые соты корот­ки и чаще положены вдоль гнезда.

Случается, однако же, и в лежаках, что пчелы вместо того, чтобы по­двигаться к той стороне гнезда, где много меда, подвигаются в противопо­ложную, где его мало, и, уничтожив этот запас, не могут во время больших холодов перейти на другие медные соты и погибают от голода при самом лучшем запасе. Причиною этого чаще бывает неправильная подрезка ле­жака осенью, если пасечник вырезал мед с обоих концов или если поста­вил лежак на зиму подрезанным концом выше головы: пчелы вместо того, чтобы идти за медом вверх, потянутся к подрезанному концу и, не имея здесь достаточно меда, опадут, если постоянный холод не дозволит им пе­рейти на медные соты. Поэтому лежаки следует устанавливать всегда на зиму таким образом, чтобы они тем концом, где главный запас меда, стоя­ли на несколько вершков выше, нежели другим, незаработанным.

Холодный улей, холодное гнездо, слабая сила.

Если улей холодный, или у него стенки тонкие, или хоть и толстые, но из здорового леса, пропускающего холод, и пасечник, оставляя пасеку зимою на дворе, не обстелет ее сверху; или если пасечник заложит снозы в голове улья далеко один от другого, отчего и соты далеко один от другого, и улочки между ними широкие, стало быть и гнездо холодное, - в таком улье пчелы могут замерзнуть во время суровой зимы.

Дурной мед из поздних падей. Переход его в крупообразное состояние.

Если пчелы собирали мед с поздней пади, особенно с елей и мож жевельника, такой мед уже сам по себе нездоров, ибо от него пчелы все гда почти заболевают расстройством желудка. Немного также способствует этому и то обстоятельство, что пчелы часто не запечатывают такого меда, а незапечатанный мед — пополнят ли его сами пчелы с поля или пасечник даст им его поздно осенью,— всегда причиняет расстройство желудка.

Случается также, именно в холодных ульях, зимовавших с малою силою, что во время морозов замерзает и делается крупообразным мед над гнездом или возле гнезда, так что когда пчелы дойдут до него, то ни распустить, ни отогреть его не могут, и на этом меде или погибают со­всем, или страшно осыпаются. Простой пасечник говорит обыкновенно: «Пчелы замерзли от меда». Сильная семья и в теплом улье никогда не даст меду преобразиться в круповидную массу (имеется в виду кристаллизацию меда) или по крайней мере не допус­тит этого в гнезде.

К быстрокристаллизующимся медам относится мед с одуванчика, рапса, горчицы, осота, сурепки, эспарцета, хлопка. Такие меды не оставляют в зимних кормовых запасах семей пчел; к кристаллизации меда приводят старые соты, их заменяют на новые; не оставляют на зимовку рамок с прошлогодним медом, избегают излишней сухости воздуха в зимовнике. Стало быть, только слабые семьи и в холодных ульях замерзают от меда. Семенники предохраняются от этого бедствия прида­нием хорошей силы и окутыванием на зиму.

Отсутствие матки.

Семья, не имеющая матки, или погибнет зимою, или захворает и сильно осыпется, а это происходит оттого, что пчелы без матки никогда не сидят спокойно зимою, вследствие чего постоянно едят, засоряют желудок и заболевают. Так они погибают или осыпаются.

Излишняя теплота, недостаток росы, задуха.

От излишней тепло­ты, так называемой задухи, погибают в пасеках тысячи семей, в особенности в зимовниках. Известно из опыта, что пчелы никогда не потерпят столько от холода, сколько от излишней теплоты. А наши пасечники именно губят наиболее семей оттого, что, боясь холода, обстилают и за­кутывают их слишком.

Пасечники называют это задухою, полагая, что пчелы задыхаются от недостатка воздуха и от жара. Но это не так. Конечно, если семья сильная и полна сотов, и пасечник еще облепит тщательно и заткнет леток, то она может задохнуться, как летом сильный рой, когда за­ткнем ему леток; но ведь мы видим, что в семьях не столь сильных, и даже в бездонках, совершенно открытых, придушаются пчелы, а здесь уже нельзя сказать, чтобы происходило это от недостатка воздуха. На­конец, ульи и невозможно закупорить герметически, ибо всегда сквозь поры дерева, сквозь щели проходит столько воздуха, что семья, будь даже не очень сильная и не весьма переполненная, не задохнется даже при закрытом летке, как это случалось, например, с тысячью семей, которые у пасечников зимуют с закрытыми летками и, однако же, не погибают от этого. Нельзя также допустить, чтобы пчелы задыха­лись в зимовнике от излишней теплоты. Ибо если не задыхаются они от зноя летом, когда и силы в ульях гораздо больше, и температура на дворе доходит иногда до +30° и больше, то как же они могли бы задох­нуться от жара в зимовнике, где и силы далеко меньше, и где теплота не доходит даже до 30°? Очевидно, стало быть, что так называемая па­сечниками задуха происходит не от недостатка воздуха и не от излиш­ней теплоты. Какая же причина? Недостаток росы, т.е. воды, крайне необходимой пчелам зимою и которая при весьма высокой температу­ре не может скапливаться в улье.

Как нужна вода пчелам летом, так точно необходима и во всю зиму, как для собственного употребления, так и для разжижения сгустившегося меда и на выделку молочка для расплода в первые месяцы зимовки, а именно: в ноябре, декабре и январе, когда мед не настолько еще испарил­ся, не так сгустился и нет еще в улье совсем расплода или очень мало, по­требность в воде не так значительна. Но в феврале и марте, когда в силь­ных семьях матки накладывают уже много червы, вода пчелам необходи­ма, и уже в большом количестве. В ту пору они так жадны к воде, как летом к меду. Чем сильнее семья, тем больше требует воды.

Но мы знаем, что пчелы не запасаются водою в ульях на зиму; отку­да же она появляется у них? Вода образуется в улье сама: влажный пар от пчел оседает внутри улья на холодных стенках, на заголовках, также в летке и даже на сотах вблизи гнезда, подобно тому, как у нас в домах осе­дает роса на окнах, когда в комнатах тепло, а на дворе холодно. Вот эту-то росу (пчел содержат в зимовнике при температуре от 0° до 3-4 °С и относительной влажности воздуха 75—85 %, при смене воздуха не менее 10 раз в сутки. Хорошая вентиляция необхо­дима внутри улья с пчелами; появление росы внутри гнезда, с другой стороны, нежелательно, говорит о недо­статочном обмене воздуха в семье. Лучше зимуют зимостойкие среднерусские пчелы, ме­нее зимостойки итальянские и кавказские, которые (иногда в январе) закладывают рас­плод, из-за чего возникает потребность в перге и воде.), скапливающуюся внутри улья и в летке, лижут пчелы и имеют по­требную воду на зиму. В стеклянных ульях можно видеть очень ясно, как пчелы постоянно лижут зимою оседающую на стекле росу.

Поэтому не следует настилать заголовков сверху слишком, ибо на­стилка не пропустит холода в заголовок, и он не охладится до такой сте­пени, чтобы роса могла оседать на нем. По этой же причине не должно и магазинов в стояках выстилать с избытком, а гораздо лучше не выстилать их со­всем. Из этого вытекает, наконец, что не надобно ульи устанавливать на зиму непосредственно один на другом, в особенности не делать этого в зимовнике, а по крайней мере класть между ними пе­рекладину; иначе, когда верхний улей покроет совсем заголовок ниж­него, то в этот не будет проходить холод, а следовательно, не будет в нем и роса скапливаться.

Подобно тому, как роса в комнате, скорее всего, собирается на стек­лах окон, ибо стекло, как гладкое тело, не вбирает в себя испарений, на нем оседающих, так и в ульях, в которых стенки уже слишком завощены, роса оседает гораздо легче при меньшем даже наружном холоде, ибо клей и воск также не вбирают в себя воду, напротив, в новых ульях, свежевы-деланных, роса не так легко скапливается, ибо дерево как тело губчатое вбирает в себя испарения. Поэтому-то пчелы инстинктивно покрывают стенки ульев и заголовков клеем, для этого оклеивают также летки, что­бы на них легче могли скапливаться испарения. Вот и причина, отчего в старых, хорошо завощенных ульях пчелы всегда лучше зимуют, нежели в новых.

В летке роса также легко оседает и тем легче, чем ближе он от гнезда и чем лучше навощен.

Наконец, роса может скапливаться внутри улья, также на боковых сотах гнезда и на сотах под гнездом. Ибо никто не должен думать, что в семьях, зимующих на дворе, тепло внутри зимою. Совсем нет. Тепло то­лько в самой середине гнезда, где пчелы сидят, сбившись в кучу; за гнез­дом же, в особенности внизу улья, так же почти холодно, как и на дворе. Когда во время сильных морозов поставим стакан воды в середину борти или лежака, то она замерзнет через несколько минут, как и на дворе. А так как от этого мороза внутри улья охлаждаются соты сбоку и внизу гнезда, то теплые испарения от пчел, выходящие из гнезда, встретившись с охладевшими сотами, собираются на них в капли росы и в большие хо­лода замерзают, как иней. В бортях и лежаках зимою можно видеть ниж­ние соты, наполненные водою, словно нарочно налита она в ячейки. Ведь это роса, скопившаяся от пчелиных испарений. Во время сильных морозов можно также видеть эти соты, покрытые инеем словно снегом, а на концах торчит даже лед длинными висюльками. Из этого можно за­ключить, какое обилие росы собирается внутри улья. Но роса на сотах может скапливаться только в ульях, зимующих на дворе, ибо в таких лишь холод проникает в столь высокой степени в середину; в зимовнике же внутренность улья никогда не охладится до такой степени, а потому и роса собирается здесь лишь на заголовках и на стенках, и то в то время, когда ульи не слишком толсты и не слишком закутаны.

Итак, если пасечник желает, чтобы пчелы хорошо перезимовали, то должен окутывать их, когда им холодно, чтобы не замерзали, а с другой сороны, охлаждать их и снимать настилки, когда им жарко, чтобы не тер­пели от недостатка росы или, как говорит простонародье, чтобы не зады­хались.

Когда пчелам недостает росы, они бунтуют, начинают страшно гу­деть, разлетаются из гнезда, бегают как сумасшедшие по стенкам и по сотам, вылезают наверх улья, — и шум постепенно увеличивается. Чем больше пчелы бунтуют и шумят, тем более усиливается теплота в улье, внутренность его согревается, а следовательно, и роса труднее скапливается; поэтому недостаток росы увеличивается по мере того, чем более она пчелам необходима. При недостатке воды пчелы бросаются на мед, едят его не в меру, даже выгрызают из ячеек скрупившийся мед, ища под ним жидкость: это служит также всегда неопровержимым доказательством недостатка росы. Если это творится на дворе по поводу заткнутого летка, а пасечник откроет его, услыхав большой шум, то пчелы бросятся из улья на землю, но мало из них уже встанет, ибо обыкновенно они так слабы, что взлететь не в состоянии. В зимовнике же, если ульи бездонки и лежат открыто, пчелы вылезают наружу, и каждая упавшая будет толста, словно опухла и полна экскрементов. В ульях же стоячих пчелы выходят через леток и, кроме того, осыпаются, и гибнет их много в самом улье. Недо­статок росы оканчивается непременно болезнью желудка в высшей сте­пени и положительным обсыпанием семьи.

Когда в такие семьи, которые шумят и возней обнаруживают недо­статок росы, дать чистой воды или в небольшом корытце через леток, или в середину улья под гнездо, то они пьют ее с жадностью, и, если недо­статок росы только что начался, напившись, немедленно успокаивают­ся. Но это же самое может случиться и без дачи им воды, когда зимовник и улей сильно охладятся. Если, однако же, шум продолжался долго и вследствие недостатка воды пчелы успели заболеть желудком, тогда до­ставка им воды, хотя они и будут пить ее, ничем уже не поможет, и только сильным охлаждением зимовника и ульев или выставкой последних на холод, на двор, можно еще помочь беде. Наконец, подавание воды зи­мою при многочисленной пасеке было бы весьма затруднительно, и это­го можно избежать положительно, если только пасечник соблюдет, что­бы пчелам не было слишком жарко, а следовательно, не будет недостатка в росе и не встретится надобность и подавать им воду.

Недостаток росы оканчивается обыкновенно сильною болезнью желудка, вследствие чего пчелы слабеют, они толкают одна другую, силь­но осыпаются в улье и погибают. Ибо мы видим, что каждая из них, вы­лезшая ли в зимовник или осыпавшаяся в улье, очень толста, словно опухла и полна экскрементов.

Излишняя испарина.

Это бедствие, противоположное только что описанному недостатку росы, ибо если там гибнут и осыпаются пчелы за отсутствием воды, то здесь, напротив, гибнут и осыпаются от большого излишка воды, скапливающейся в улье.

Излишнее запотение случается только у пчел, зимующих на дворе, и только в холодных ульях. Во время продолжительных сильных морозов в холодном улье внутри под заголовком, на стенах и под сотами вокруг гнезда выступает изморозь, не раз в такой степени, что пчелы, окружен­ные со всех сторон инеем, сидят как бы среди снега. При уменьшении морозов снег начнет таять, превращается в воду, которая сверху падает каплями в середину гнезда между пчелами и мочит их, вследствие чего они зябнут, коченеют и осыпаются или, будучи принуждены проглаты­вать этот излишек воды, от этого заболевают и гибнут. Здесь бедствие происходит от чрезмерного холода в улье, а в особенности в заголовке. Поэтому как не должны быть заголовки очень толсты и не должно по­крывать их настилкою слишком, чтобы роса могла скапливаться под ними и не было в ней недостатка пчелам зимою; так, с другой стороны, во время сильных морозов надо выстилать плотнее наголовки, чтобы они не запотевали слишком.

Сырость и плесень в зимовнике.

Если пчелы зимуют во влажном зимовнике, — зимовка эта также нехорошая, ибо от этого бросается на соты плесень, иногда так, что все соты позеленеют и уничтожатся, а от затхлости, которая распространяется по всему улью, пчелы слабеют, заболевают желудком и осыпаются, а при сильной плесени погибают семьи целиком. На дворе тоже может завестись плесень в улье, если в нем большая сила, а леток будет замкнут, вследствие чего улей внутри сильно потеет, как выше сказано; но при открытом летке и если сильным семьям оставят небольшие незалепленные щели, соты не покроются плесенью.

Беспокойство зимою.

Пчелы зимуют лучше всего, если сидят зимою так тихо и спокойно, словно спят, что их не слышно, ибо в то время они едят очень мало. Если же они лишены спокойствия... Продолжение следует..