5,6K подписчиков

Как художники выживали в концлагерях

410 прочитали

Сегодня Международный день памяти жертв Холокоста. 27 января советские войска освободили Освенцим. До этого дня в лагере дожили всего 7, 5 тысяч человек против полутора миллионов уничтоженных.

Очки, уничтоженных в Освенциме заключенных
Очки, уничтоженных в Освенциме заключенных

Я не знаю, как сейчас преподают в школах эту часть истории. Возможно берегут детскую психику (на дзене, например, нельзя публиковать фотографии изможденных или убитых людей, вдруг дети увидят), но я надеюсь на адекватность учителей: такие события необходимо знать каждому старшекласснику. Без купюр. Чтобы не повторилось.

Думаю, взрослым читателям не нужно что-то объяснять. Как людей привозили составами и сортировали словно скот. Как младенцев и стариков отправляли в печи сразу, остальных — по мере износа. Как ставили опыты над людьми и шили абажуры из человеческой кожи. 18 000 000 узников. 11 000 000 уничтоженных.

Эти цифры и зверства не вмещаются в меня, я не могу осмыслить.

Но и в этих условиях были люди, которые продолжали рисовать. Художники, для кого карандаш и бумага стали сокровищами. Это была их личная терапия, часто — дорога к спасению.

Мечислав Косцельняк

польский художник, графический дизайнер,
1941-1945 — Освенцим. Освобожден.

Капо
Капо

Мечислав выжил, так как нацисты, заметив его талант, обращались с просьбой нарисовать их портреты. К счастью, это часто случалось с профессиональными художниками. Это спасало им жизнь.

Смерть от голода, 1945 г.
Смерть от голода, 1945 г.
из серии «День заключенного»
из серии «День заключенного»

Постоянная его обязанность была работать санитаром.

Дружелюбие, 1943 г.
Дружелюбие, 1943 г.

За 5 лет Мечислав тайно создал около 300 рисунков нацистского ада, которые отправлял за пределы лагеря в куче грязного белья. После освобождения продолжал рисовать по памяти.

Мать с убитым ребенком, 1946 г.
Мать с убитым ребенком, 1946 г.
В гостях у больного, 1946 г.
В гостях у больного, 1946 г.

Владислав Сивек

польский художник, график, иллюстратор
1940-1945 — Освенцим, Заксенхаузен. Освобожден.

Сводный суд в блоке 11
Сводный суд в блоке 11

Узнав, что Владислав профессиональный художник, ему приказали нарисовать портрет немецкого офицера, после чего посыпались заказы от офицеров и семей СС. Это его и спасло.

Сегодня Международный день памяти жертв Холокоста. 27 января советские войска освободили Освенцим. До этого дня в лагере дожили всего 7, 5 тысяч человек против полутора миллионов уничтоженных.-9

Также Сивеку поручили делать таблички, писать пейзажи и сцены охоты.

Отбор и дезинфекция женщин
Отбор и дезинфекция женщин

Но когда художник оставался без надзора, рисовал заключенных. Часть работ была сделана после освобождения в 45-55 гг., в том числе для Музея Освенцима.

Сегодня Международный день памяти жертв Холокоста. 27 января советские войска освободили Освенцим. До этого дня в лагере дожили всего 7, 5 тысяч человек против полутора миллионов уничтоженных.-11

Ян Барай-Комски

польский художник,
1940-1945 лагеря Освенцим I, Освенцим II, Бухенвальд, Гросс-Розен , Херсбрук, Дахау. Освобожден.

Трагедия матери, 1945 г.
Трагедия матери, 1945 г.

Ян после двух лет пребывания в Освенцим I совершил побег, но был пойман. Беглецов расстреливали, однако у Яна были поддельные документы, это спасло. Был отправлен в Освенцим II с другими надзирателями, его вновь не узнали. Затем прошел еще через три лагеря и "осел"в Дахау до окончания войны.

Под эскортом на работу
Под эскортом на работу

После иммигрировал в США, где создал по памяти много рисунков из жизни концларей.

Неудачный побег
Неудачный побег
Казнь
Казнь
Перекличка.
Перекличка.

«Каждое утро и вечер, независимо от погоды, весь лагерь приходилось собирать для переклички. Все, даже мертвые, должны были быть учтены. Иногда, когда числа не совпадали или после того, как заключенный сбежал, они стояли там много часов, даже всю ночь».

Бронислав Чех

спортсмен,
1940-1944 — Освенцим. Умер от истощения.

Чех не был профессиональным художником (но известным спортсменом), однако имел талант к рисованию и резьбе по дереву. Поэтому в Освенциме его направили работать в столярную мастерскую. В 43ем он написал этот пейзаж на стекле:

1943 г.
1943 г.

Чеслав Ленчовски

польский художник,
1942-1945 — Освенцим, Флоссенбюрг. Сбежал.

Призраки возвращаются, 1942 г.
Призраки возвращаются, 1942 г.

Чеслав был распределен работать в музее Освенцима (да, я тоже удивилась), где, по всей видимости, и получил доступ к художественным материалам. Сбежал в апреле 45ого.

Таких работ было много. Рисовали не только профессиональные художники, но и обычные люди, и даже дети. Позже рисунки использовали на Нюрнбергском трибунале в качестве документальных свидетельств.