Райнер Вернер Фассбиндер - удивительный режиссер. За свою кинокарьеру, длившуюся меньше 15 лет, он успел снять более 40 фильмов для больших и малых экранов. Это больше, чем снял Годар за первые 15 лет в профессии, и приблизительно столько же, сколько наснимал Рауль Руис в свой самый плодотворный период. Еще более интересен тот факт, что откровенно проходных лент у Фассбиндера не наблюдается. Скорее наоборот, когда у Райнера был достаточно ресурсов (бюджет и время) у него получалось отличное кино, а когда он снимал по-быстрому и "на коленке", часто получалось кино выдающееся.
К последней категории относится фильм "Марта", снятый в 1974 для немецкого телевидения. История подается максимально просто, без визуальных выкрутасов, и от того фильм впечатляет даже сильней многих признанных шедевров режиссера. Есть некая дама Марта, около тридцати, возможно девственница (хотя не факт), которая после смерти отца от сердечного приступа на отдыхе остается дезориентированной и встречает в этот непростой для себя момент жизни "мужчину своей жизни". Только вот избранник как-то странно себя ведет, проявляя явно маниакальные черты характера. Нет, трупы в морозилке он не хранит (Фассбиндер - все-таки не Триер), зато долго, муторно и целенаправленно занимается тем, что в популярной психологии получило название "газлайтинг". Чтобы подробно не расписывать тему, кину ссылку на википедию (так себе статейка, но представление о явлении дает). Чтобы понять, как это работает на практике, стоит обратиться именно к фильму Фассбиндера.
Фильм "Марта" крут тем, что Фассбиндер практически отказывается от любых киношных форм манипуляции зрительскими эмоциями, в том числе и тех, к которым он прибегал сам в других работах. Героиня - жертва, но личность специфическая и не вызывающая в начале особого сопереживания. Маньяк, в свою очередь, поначалу не имеет каких-то ярких "маньячных качеств". Райнер делает ставку не на мелодраму или триллер, как это сделал бы кто-то другой на его месте (в Голливуде точно, да и в европейском кино многие этим грешили), а на демонстрацию техники психологического насилия. Откровенно говоря, у Фассбиндера получилось показать в рамках художественного фильма явление значительно лучше, чем в популярной психологической литературе.