Если заглянуть в "Словарь академии России", датируемый 1789 годом, то там уже можно встретить слово "нравственность". Как и в других словарях, нравственность описывают как свод норм и правил человека. Скажем некий личный кодекс. Но если в то время нравственность пытались скорее привить по общему сценарию, то спустя век психологи стали изучать природу и возникновение наших внутренних кодексов.
Давайте же ознакомимся с трудами известного психолога прошлого столетия, а так же пройдем его небольшой тест, в котором сами себе честно ответим на ряд вопросов. Итак.
Лоуренс Колберг - известный американский психолог, специалист в области психологии развития. Его имя получило мировую известность благодаря созданной им «Теории развития нравственности», над которой он начал работать будучи еще аспирантом и продолжал развивать на протяжении всей своей жизни.
Колберг проводил интервью с испытуемыми, которые записывались на магнитные ленты. Особенность его интервью в том, что он не просто задавал испытуемым какие-то каверзные вопросы, он рассказывал истории, которые получили название «нравственные дилеммы». Прослушав историю, испытуемый должен был ответить на ряд вопросов о том, насколько правильно или неправильно поступил персонаж истории, как бы поступил на его месте сам испытуемый и т.д.
Побудем немного испытуемыми Лоуренса. Почитаем одну из его дилемм и попробуем для себя понять, что персонажи сделали правильно, а что нет.
Главное примечание, которое делает Колберг перед интервьюированием - не существует единственно верного ответа на эти вопросы и каждый вариант имеет свою плюсы и минусы. На что стоит обратить внимание, это на свои обоснования. Почему вы думаете именно так? Какие на то есть причины?
Дилемма Хайнца.
Женщина умирала от особой формы рака. Ей могло помочь только одно лекарство, которое открыл недавно фармацевт из того же города. Вещество, из которого производилось лекарство стоило 400 долларов, но фармацевт, назначил цену в 10 раз больше - 4000 долларов за упаковку. Муж умирающий женщины - Хайнц, смог собрать только половину стоимости. Он пришел к фармацевту с просьбой снизить цену или продать ему лекарство в рассрочку. Но фармацевт ему твердо отказал, аргументировав тем, что он создал это лекарство и намерен хорошо на нем заработать. Хайнц не нашел другого выхода, как ночью залезть в аптеку и украсть лекарства.
Вопросы:
Правильно ли поступил Хайнц, совершив кражу? Если бы он не любил свою жену, должен ли он был все равно пойти на преступление, ради спасения ее жизни? Если бы это была не его жена, а малознакомый человек? Должен ли Хайнц украсть лекарство? Да или нет? А если бы болел совсем не человек, а, например, любимое животное Хайнца? Он бы имел право красть? Нужно ли людям идти на любые поступки, делать все возможное, чтобы спасти чью-то жизнь?Должны ли люди повиноваться закону? Воровать нельзя только со стороны закона? Или со стороны морали тоже это плохо?
Как бы вы ответили на эти вопросы? Что такое хорошо, что такое плохо? Часто ли мы поступаем по закону, а не по совести? Или наоборот, имеем ли мы право нарушить закон, ради чего-то действительно стоящего и важного? Стоит задуматься...
Теории нравственного развития по Колбергу.
Основная мысль его теории заключалась в том, что развитие нравственности или морали происходит у человека постепенно, последовательно проходя через 6 стадий. И самое главное, что должен усвоить человек, заключается в том, что моральные нормы - это результат договоренности между людьми и ничего абсолютно правильного или в корне неправильного в мире не существует. А нравственность человеческого поступка зависит вовсе не от результата, который в итоге получился, а от намерения человека, от его побуждений. Именно так и должен рассуждать здравомыслящий и взрослый человек, именно в этом его отличие от ребенка.
Рассмотрим кратко стадии развития.
Данные стадии Колберг не ограничивает жесткими рамками возраста, т.к. совершенно не факт, что человек в своем развитии дойдет до последней стадии. Даже будучи в преклонном возрасте, он может остановиться в развитии на менее зрелых стадиях. Но в любом случае, переход от одной стадии к другой, Колберг связывает с развитием когнитивных функций и способности к эмпатии. Итак, 6 стадий развития, которые поделены еще и по уровням. Смотрим:
1 уровень. Доконвекциональный. Состоит из двух стадий:
Ориентация на наказание и послушание. Основное, чем руководствуется человек, совершая определенный поступок - как избежать наказание.
Наивная гедонистическая ориентация. Здесь уже человек поступает так или иначе, в зависимости от того, какую пользу он будет для себя иметь.
2 уровень. Конвенциональный. Состоит из:
Ориентация на соответствие ближнему окружению. Поступки человека исходят из норм, принятых в его небольшом социальном кругу (семье, группе, коллективе), что можно назвать «моделью хорошего ребенка»
Установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости. Тут уже мораль соответствует более обширным правилам и законам.
Уровень 3. Постконвенциональный. Состоит из:
Представление о морали как о продукте общественного договора. Человек понимает, что мораль это всего-лишь социальный контракт, и нормы действуют не во всем и не всегда, а в зависимости от ситуации.
Универсальные этические принципы. У человека на этой стадии появляется совесть, он руководствуется в своем поведении собственными моральными принципами.
А если другими словами...
Все это действительно серьезный материал, над которым трудился Колберг. Понимая откуда рождается наша внутренняя программа, мы можем лучше понять себя и нашу реакцию на окружение. Можем легче относится к оценке и поведению других людей. У каждого свое понятие нравственности, которое проходит определенные жизненные этапы и зависит от многих факторов. Особенно оно зависит от общества, в котором мы выросли, от культуры, в которой нас воспитали.