24 января 1931 года состоялось открытие цыганской театральной студии "Индо-Ромэн". Идея создания театра возникла в среде московской интеллигенции в 1930 году. В этот период в России массово создавались национальные театральные коллективы.
Еще с конца XVII — начала XVIII века, когда цыгане поселились в России, русскую литературу, музыку и поэзию невозможно представить без цыган и цыганской песни. В очерке "Фараоново племя" А. Куприн писал: "...увлечению цыганской песней отдали искреннюю и страстную дань два великих человека XIX столетия: один, озаривший его начало, другой — увенчавший его конец. Один — Пушкин, другой — Толстой". Не менее страстный поклонник цыганских песен А. Куприн называл их "красными розами на снегу".
24 января 1931 года состоялось торжественное открытие студии, а уже через месяц она показала свою первую работу — представление в двух частях. Первая — обозрение "Атася и дадывес" ("Вчера и сегодня") Э. Шолоха, перевод на цыганский язык М. Бузлюдского, вторая — инсценированные песни и пляски под общим названием "Этнографический показ".
16 декабря цыганская студия показала свой первый трехактный музыкально-драматический спектакль по пьесе Александра Германо "Жизнь на колесах". Спектакль рассказывал о сложном переходе цыган к оседлой жизни, о молодежи, порывающей с прошлым. После премьеры студию переименовали в цыганский театр "Ромэн", первым директором которого стал Георгий Лебедев, а вчерашних студийцев стали называть актерами.
Сегодня театр "Ромэн" для цыган всего мира стал подлинным центром цыганской национальной культуры.