Блогер из Краснодара Валентина Ступичкина без инвестиционных и кредитных средств за несколько лет создала бренд аксессуаров для вязания Cyxodol, открыла собственный магазин пряжи, а сейчас готовит совместный проект с одним из японских производителей.
Путь к созданию собственного бизнеса она начала в 2012 году, уволившись из PR-агентства, где работала менеджером по организации мероприятий. «Просто ушла, уволилась и первое время была, как я это называю, творческой разнорабочей, - рассказала Валентина Ступичкина. - Жизнь меня держала на плаву, что-то подкидывала, какие-то подработки, однажды я в конкурсе выиграла технику, ее продала и на эти деньги жила. Потом какой-то период времени с подругой занимались декором витрин».
В это время, как вспоминает создательница бренда Cyxodol, она открыла для себя сайты Etsy и «Ярмарка мастеров», где хэндмэйкеры продают свою продукцию. Вдохновившись возможностью зарабатывать декоративно-прикладным творчеством, Валентина Ступичкина начала осваивать различные его направления.
«Пробовала продавать свои изделия, конечно, никто ничего не покупал. Бесконечно меняла названия, придумывала логотипы. Меняла направление каждый раз, когда понимала, что не получаю отдачи. Решала, что без отдачи это делать не хочу. А вязанием я с детства занималась и никогда не рассматривала это увлечение как возможный источник дохода», - поделилась Валентина Ступичкина.
Все поменялось с появлением Instagram. Рассматривая профили в этой социальной сети, будущая предпринимательница познакомилась со страницами мастеров из Москвы, которые продавали изделия, связанные своими руками.
«Это была фантастика. Я получала в офисе 12-15 тыс. рублей, а тут девушки продавали шапки по 3 тыс. рублей, а вязать там было всего ничего – один вечер. Все это казалось удивительным. Тогда я купила пряжу, навязала шапки, но уже когда навязала, поняла, что это вряд ли можно продать за 3 тыс. рублей. В тот момент я не осознавала, что есть разная пряжа, разные составы. Эти первые изделия я даже не выложила никуда, но тогда поняла, что вязанием готова заниматься и без отдачи», - рассказала создательница бренда Cyxodol.
После первой попытки заработать на продаже шапок Валентина Ступичкина занялась другим направлением – начала развивать свой блог в Instagram, писала об увлечении вязанием, делилась занятными историями из своей жизни. Количество подписчиков быстро увеличивалось, свой успех девушка связывает с тем, что была в числе первых.
«В свое время я просто была одной из первых. На тот момент это называлось «модные вязальщицы», я попала в волну и активно росла, - пояснила Валентина Ступичкина. - Это было весной 2014 года, летом я уже решила, что попробую связать сумку. Связала, выложила, а люди стали спрашивать, как купить. Т.е. все само собой стало происходить. Потом я связала шляпу, эта вязаная шляпа произвела фурор, у меня ее мгновенно купили. И как-то увлекла меня эта тема, хотя я никогда шляпы не любила и не носила. Меня все стали ассоциировать со шляпами, а летом 2015 года я познакомилась с материалом, который называется рафия (натуральное волокно из пальмовых листьев – прим. ред.). За сезон связала из нее более 50 шляп. И на заказ, и готовые продавала».
Параллельно Валентина Ступичкина начала создавать описания своих моделей, своего рода инструкции в формате pdf, имея которые любой человек сможет связать такие же изделия. Идею она позаимствовала у западных блогеров и в России продавать схемы-описания стала одной из первых. Сейчас, по словам предпринимательницы, продажа схем-описаний в стране получила большое распространение.
«Сейчас только ленивая вязальщица не выпускает свои описания. Кто-то раньше это понял, кто-то нет - когда 80% твоей аудитории - вяжущие люди, наверное, нужно что-то им продавать, а не то же, что и они. Я этот момент схватила очень быстро. Помню день, когда объявила, что сделала описания и их можно купить. Зявки приходили и приходили, а я же понимала, что каждая заявка, это сколько-то рублей. И у меня было ощущение, что деньги из воздуха. Вот с того момента все пошло-поехало», - вспоминает Валентина Ступичкина.
После ей пришла идея продавать не только описания, но и делать наборы, состоящие из такой схемы и материала для создания изделия.
«Это пользовалось популярностью, но тогда и речи не шло о каком-либо магазине, у меня были очень маленькие партии. Я покупала рафию в магазине в Японии с чуть большей скидкой за счет объема, здесь это все перерабатывала и продавала. Первый год это были несущественные объемы. А уже на следующий год, начало 2017 года, я решила, что хочу все это развивать», - поделилась Валентина Ступичкина.
После этого она оформила ИП, открыла интернет-магазин, написала нескольким японским фабрикам по производству пряжи и стала их дистрибутором. Параллельно предпринимательница наладила производство собственных аксессуаров для вязальщиц: линеек-калибраторов для спиц, проектных тетрадей, карточек для образцов и пр. Подобные товары в России тогда не выпускали, заказывать эти аксессуары вязальщицам приходилось на зарубежных сайтах. Одной из первых в стране Валентина Ступичкина предложила специальное мыло для шерсти, его рецепт помогла разработать бывший химик, занимающаяся производством косметики.
По словам предпринимательницы, больше всего трудностей при создании товаров собственного бренда было с типографиями, где печатали проектные тетради для вязальщиц. «Когда у тебя бюджет ограничен, ты отдаешь все свои средства, а тебе портят тираж и не собираются ничего переделывать - это очень тяжело. Несколько раз я получала тетради, которые только выкинуть можно было, а их 600 штук», - рассказала Валентина Ступичкина.
Сегодня производство изделий под брендом Cyxodol сосредоточено в основном в Краснодарском крае. Эти товары предпринимательница реализует не только сама, аксессуары представлены в нескольких магазинах в Москве.
Помимо изделий собственного производства, Валентина Ступичкина сейчас предлагает покупателям несколько десятков схем собственных моделей шляп, свитеров, сумок, а также пряжу, инструменты. По словам предпринимательницы, на физические товары приходится от 60 до 80% всех заказов, на схемы-описания изделий – от 20 до 40%. Доля продаж продукции бренда Cyxodol в общем объеме составляет около 10%.
«Но в целом, в какую сторону ты рулишь, то и развивается, спросом можно управлять. Можно красиво и правильно показать товар, рассказать о нем, задать тренд, и люди свой фокус внимания в его сторону смещают. Где-то скидками и акциями стимулируешь спрос, где-то успешную модель покажешь, и это провоцирует рост запросов», - делится опытом Валентина Ступичкина.
Сейчас большая часть ее покупателей – жители Москвы и области, Краснодарского края и соседних с Кубанью регионов. Также есть клиенты из зарубежных стран. Основной трафик в интернет-магазин приходит из блога в Instagram, в котором у Валентины Ступичкиной уже более 43 тыс. подписчиков. Целевая аудитория – женщины в возрасте от 25 до 45 лет, большая часть из которых мамы в декретном отпуске по уходу за ребенком.
В прошлом году у Валентины Ступичкиной появились еще и оптовые покупатели, импортируемыми ею товарами заинтересовались другие магазины. «Весь прошлый год я занималась тем, что я продавала оптом рафию для российских магазинов. За то лето наша квартира все больше и больше стала превращаться в склад. Тогда появилась идея снять помещение и сделать собственный магазин. Когда мы уже сняли помещение, стала ясна разница между офлайн-магазином и интернет-магазином. На сайте как, одна страничка, другая страничка - кажется, что много продаешь. Оказалось, что для реального помещения нужно намного больше товаров. Сейчас мы потихоньку расширяем ассортимент», - рассказала предпринимательница.
Магазин Cyxodol на улице Рашпилевской начал работать осенью 2018 года. Товары, представленные здесь и на сайте, Валентина Ступичкина относит к средней ценовой категории и выше среднего. Значительную часть продукции она импортирует сама, при этом среди ее товаров велика доля уникального предложения, изделий, которые не представлены больше нигде в России. При выборе пряжи предпринимательница ориентируется не только на тактильные свойства материала, но и расход.
«Стараюсь выбирать такую пряжу, чтобы шапка из нее обходилась в сумму до 1 тыс. рублей, а свитер - 3-5 тыс. рублей. Покупателю важно понимать, за что он платит. А мне важно дать человеку понять, что он потратит 1 тыс. рублей, но у него гарантировано будет шапка, или он потратит 4 тыс. рублей, но получит прекрасный свитер», - отметила Валентина Ступичкина.
Одной из проблем, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям этого направления, основательница бренда Cyxodol называет «серый рынок». Нелегально работающие продавцы пряжи ввозят товары в обход законных схем, а после продают товары через социальные сети на 30%-40% ниже рынка. Но и без таких нелегалов торговцев, как отмечает Валентина Ступичкина, конкуренция на рынке высока.
«Конкуренция очень большая, но по этому поводу вообще нельзя переживать, количество людей огромное, каждый день совершаются покупки. На каждый товар найдется свой клиент. Покупатель чувствует, когда к нему относятся не просто как к кошельку с деньгами. У меня нет цели, чтобы каждый обратившийся что-то купил. Если у меня нет того, что человеку нужно, я не буду навязывать ему другой товар. Я стараюсь быть максимально открытой, помогать, предлагать, показывать, чтобы человек мог с моей помощью, но сам принять решение», - говорит Валентина Ступичкина.
Сегодня она является создательницей собственного бренда, имеет свой магазин. Всего этого предпринимательница добилась без привлечения инвестиций со стороны и кредитных средств.
«Я начинала с 40 тыс. рублей и потихоньку все развивала. Помогал тот факт, что часть нашего товара - нефизическая. Создав однажды описание в формате pdf, ты можешь продавать его бесконечное количество раз. А так были первые 40 тыс. рублей, на которые я купила рафию. Первые доходы - это были деньги на то, чтобы повторить закупку и просто пожить, потом началось расширение. Со временем все активнее, активнее, медленно, но органически растет, - рассказала Валентина Ступичкина. - Есть еще такой момент. Продать - вообще несложно, если имеется какая-то аудитория. Самое сложное – не потратить заработанные деньги в магазине одежды, а как-то их преувеличить, вложить. Это самое сложное, особенно первое время».
В 2019 году создательница бренда Cyxodol планирует найти новое помещение для магазина и активнее заняться оптовым направлением.
«Вообще вариантов много, хочется развить тему готовых работ, тех же шляп, спрос есть. Также я открыта для совместных проектов. У меня есть и секретные планы, в этом году планируется более активное сотрудничество с японцами, будем осуществлять совместные проекты. Они сейчас в разработке», - поделилась Валентина Ступичкина.