Что такое ОСТАНКИНО?
Спроси об этом любого россиянина и ты уведешь искреннее удивление на его лице! Останкино, это прежде всего телецентр, уникальная по своей конструкции башня (телевизионная и радиовещательная), парки и пруды.
Действительно, визитной карточкой района Останкино является телебашня.
Уникальна и конструкция башни, которая, по тем временам, содержала много передовых технических решений
Ее устойчивость обеспечивается не глубиной фундамента - башня стоит на кольцевом фундаменте, глубина которого всего 4,6 м (при общей высоте сооружения 540 м), а достигается за счет того, что основной вес башни сосредоточен в самой нижней, широкой части конструкции.
Вторая особенность - использование предварительно напряженных бетонных конструкций. Общее усилие по натяжению тросов перед заливкой составила 10400 тонн. При любом ветре конструкция башни работает не на изгиб, а на сжатие (при этом ее верхушка может совершать колебания амплитудой до 10 метров).
Высота башни соответствует высоте 180-этажного дома. При этом в башне лишь 45 этажей.
Суммарная длинна металлических тросов более 35 километров.
Однако, Останкино, это еще и богатейшая, полная мистических тайн и совпадений история! Пример бескорыстной любви и человеческой жестокости.
Ну, о бо всем по порядку.
В недалеком прошлом Останкино, это большое подмосковное село, тесно связанное с русской историей и культурой. Впервые оно упоминается в 1558 году как деревня Осташково.
В ту пору оно числилось за Алексеем Сатиным, известной личностью в годы царствования Ивана Грозного. Сатин выступал против внутренней политики царя, за что и был казнен. После его казни Иван Грозный подарил Осташково своей жене, а затем — одному из опричников, «немчину» Орту. В дальнейшем село было приобретено графом Шереметьевым.
Интересно, что дурная слава за этими землями прочно укоренилась задолго до появления самого села.
Говорят, само название Останкино происходит от слова останки. Именно здесь в стародавние времена закапывали останки тех, кого по тем или иным причинам нельзя было хоронить по традиционному погребальному ритуалу. Ведьмы и колдуны, оборотни и вампиры... Конечно, сегодня мы можем относится к подобным слухам, как к детским страшилкам, однако, любые слухи имеют под собой реальные основания.
В останкинской земле и вправду покоилось немало останков - археологи обнаружили здесь следы древнего языческого капища, где совершались жертвоприношения. Позже, уже христианской Руси, здесь хоронили самоубийц, которым не полагалось места на освященной земле церковных кладбищ. В 17 веке в Останкино появилось скромное немецкое кладбище для почивших в Москве чужаков-иностранцев. В 1670-х годах по Москве прошло моровое поветрие, а проще говоря, чума, и могил в Останкино оказалось так много, что князь Черкасский, владевший здешними землями, попросил у патриарха разрешение построить новую церковь Живоначальной Троицы, а не перестраивать старую, обветшалую, плотно окруженную могилами жертв мора, дабы не потревожить их останки.
Эта же церковь в наши дни
В конце 18 столетия, во времена владения графа Шереметьева, Останкино преобразилось. На месте бывших болот появились парк и пруды. Стараниями лучших архитекторов был построен графский дворец, при котором существовал крепостной театр.
Однако жизнь "на театре" была для крепостных девушек настолько тяжелой, что порой самоубийство казалось им единственным выходом.
Пруды в усадебном парке прозвали "актеркиными" прудами, поскольку не одна девушка свела в их водах счеты с жизнью. И это упрочило нехорошую славу Останкино...
Но есть у этой земли и несколько «светлых» историй.
Так, в театре у Н. П. Шереметева играла замечательная актриса своего времени Параша Ковалева — Прасковья Ивановна Жемчугова.
Шереметев полюбил ее и, презрев все сословные предрассудки, сделал своей женой. Венчание состоялось в церкви Симеона Столпника: москвичи хорошо знают этот небольшой храм XVII века на углу Нового Арбата и Поварской, близ «Московского Дома книги». Николай Шереметев придумал легенду о «благородном» происхождении Параши Жемчуговой, которая якобы была дочерью не московского кузнеца Ковалева, а польского шляхтича Ковалевского, служившего когда-то у Шереметевых. Но и это не могло изменить холодного, враждебного отношения «света» к Шереметеву и его жене, талантливой актрисе, женщине редких душевных качеств и очарования.
Вот какие детали этой романтической и трагической любви, короткой семейной жизни поведал Я. М. Белицкий в своей книге «Забытая Москва»:
«Да, дочке сельского кузнеца была уготована удивительная судьба — Параша стала графиней Шереметевой. Граф самозабвенно любил ее. В завещании сыну он писал, что в сердце Прасковьи нашел «разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность». И эти черты пленили его еще больше, чем ее красота. Они заставили «попрать светские предубеждения, избрать ее своею супругою». Но светское общество не простило одному из самых богатых и знатных людей России этот неравный брак. Кстати, венчание в церкви Симеона Столпника было тайным. И когда графиня Прасковья умерла, будучи совсем молодой, вскоре после рождения сына, в последний путь ее провожали актеры крепостного театра и самые близкие семье люди. В числе их был известный архитектор Джакомо Кваренги. Ему граф поручил вскоре достраивать дом на Сухаревской площади в Москве — странноприимный дом в память графини Прасковьи Шереметевой».
С 1810 года здесь была открыта Шереметевская больница «для бедных», а с 1923 года в этом здании начал действовать знаменитый институт имени Н. В. Склифасовского.
Память об этой замечательной, рано умершей русской актрисе запечатлена и в московской топонимии: в 1922 году в Останкине появилась Прасковьина улица, а позже, в 1970 году, одна из аллей в Кускове была названа аллеей Жемчуговой…
А что сейчас? А сейчас Останкино продолжает манить к себе гостей столицы и просто прохожих, заглядывающихся на «упирающийся в небо» шпиль телебашни и даже не задумывающихся, что помнит земля, на которой они стоят...