Найти тему
Muztorg

Кем был Клаус Номи?

24 января Клаусу Номи исполнилось бы 75 лет. Вполне возможно, многие из вас никогда не слышали его музыку. Но поверьте, некоторые из ваших кумиров упоминают о том, что именно он распахнул для них двери в совершенно новый мир. Он вдохновлял Дэвида Боуи, Леди Гагу, Жан-Мишеля Баскиа и многих-многих других. Он был самопровозглашенным пришельцем, и, вполне возможно, из-за своего странного стиля и диких представлений остался бы аутсайдером, но его невероятные вокальные данные сделали его легендой.

Кто-то его называет «тем самым фриком в клоунском костюме», для кого-то определяющим является то, что Номи стал одним из первых артистов, погибших от СПИДа, о котором в начале 80-х еще почти ничего не знали. Но самое главное – он был революционером на Нью-Йоркской арт-сцене того времени.

Клаус Номи родился в 1944 году в Баварии, и в возрасте 28 лет перебравшись в Нью-Йорк, работал пекарем, чтобы оплачивать аренду. В свободное время он играл в офф-бродвейских шоу (Офф-Бродвей - профессиональный театральный термин, которым обозначаются сценические площадки в Нью-Йорке с вместимостью от 100 до 499 посетителей. По своим размерам эти театры меньше бродвейских). И продолжал совмещать две работы до тех пор, пока не произошел его прорыв на Irving Plaza’s New Wave Vaudeville Series. Большинство выступающих на этих вечерах позиционировали свои представления как аутсайдерский театр и делали все возможное, чтобы отличиться от классического театра. Кто-то размахивал поролоновыми гитарами, кто-то катался по сцене и визжал, кто-то играл пантомимы и т.д. Однако Клаус Номи вывел эти вечера на совершенно новый уровень.

Его дебютное выступление было впечатляющим, а МС приходилось все время повторять, что голос артиста не записан, а звучит вживую. Представьте себе, какого смотреть это выступление, находясь в театре и не имея ни малейшего представления о том, что этот новый артист планирует делать. Однако представление было очень красивым и трогательным – еще одно напоминание о том, что искусство не обязано иметь смысл, если оно трогает тебя.

Он был оперным певцом с академическим образованием, а голос его шокировал еще больше, чем его безумные наряды. Его оперный талант странным образом отлично сочетался с общей атмосферой и обитателями арт-сцены Нью-Йорка середины 70-х, а в его перформансах неоднократно появлялись Жан-Мишель Баскиа и Кит Харинг. О нем писали, что его музыка была «последовательной, но не формалистичной», он демонстрировал свой талант, легко прыгая с октавы на октаву. Его визуальный стиль можно было бы охарактеризовать как барокко, однако главным образом на него повлиял немецкий драматург и легенда театра Бертольд Брехт.

Брехт верил в то, что удерживать внимание публики на представлении нужно, выделяя определенные части, и помощью них нужно доносить свои идеи. Также он хотел оттолкнуть аудиторию, чтобы она критически задумалась о пьесе и ее теме. Одна из идей, которую Номи использовал в своих представлениях – это Verfremdungseffekt (или «эффект остранения», «Не приближение значения к нашему пониманию, а создание особого восприятия предмета, создание видения его, а не узнавания», - Шкловский).

Номи являлся воплощением этого самого Verfremdungseffekt, Его знаменитый фрак был сделан из резинового пластика и имел огромные наплечники. Его голос ловко перемещался с октавы на октаву, как если бы он был синтезатором. Он двигался как робот и выглядел как грустный Пьеро – тем самым в его представлении было не просто будущее или прошлое, а что-то между, лежащие за гранью представления и понимания.

Когда Дэвид Боуи увидел его перформанс в баре в Нижнем Ист Сайде, он немедленно пригласил его поучаствовать в своем выступлении на Saturday Night Live в 1979 году. Именно тогда о нем заговорили в Америке. Нельзя сказать, что американский мейнстрим того времени принял его с распростертыми объятиями, но нельзя отрицать, что его влияние ощущается сейчас как в моде, так и в театре. А его записи обрели статус культовых.

Номи вдохновил и подтолкнул Боуи к новым инопланетным высотам, и Боуи помог ему заключить контракт на запись с RCA. На обложке своего дебютного альбома “Klaus Nomi” его фотография в знаменитом фраке. Выбор песен варьируется от оперной классики (адаптированная “The Cold Song” из оперы Генри Перселла “Король Артур”) и синтипопа (“The Nomi Song”) до кавера на Чабби Чекера “The Twist”.

Альбом был очень хорошо принят поклонниками Номи, а сегодня считается классическим. Ему удалось вписаться в поток синтезаторной музыки, популярной в 80-е, все же оставаясь частью арт-сцены. То же самое случилось и с его вторым альбомом, “Simple Man”.

В 1982 году Клаус Номи заразился СПИДом, о котором тогда почти ничего не знали, и который считался “раком гомосексуалистов”.  Его жизнь была невероятно короткой. А из-за невежества, которое окружало проблему болезни, последние свои дни он провел вдали от друзей и семьи.

В документальном фильме 2004 году “Песнь Номи” его друг Мэн Пэрриш говорит: «Многие люди отвернулись от него. Они просто не знали, как с этим справляться. Я не знал, что с этим делать… а вдруг это заразно? Может, это как тиф или чума? У нас были только слухи, мы совершенно не понимали, что происходит».

-2

Арт-директор его группы, Пейдж Вуд,  вспоминал: «Я помню, видел его за обедом… Обычно я приходил и по-европейски целовал его в обе щеки. В этот раз я боялся. Я думал, что могу заразиться. Я просто подошел к нему и замер в нерешительности. Тогда он положил руку мне на грудь и сказал: «Все хорошо, не беспокойся об этом». Тогда я чуть не расплакался… Думаю, это был последний раз, когда я его видел».

Клаус Номи скончался в одиночестве в раковом центре Memorial Sloan Kettering на Манхеттене в августе 1983 года. Никто не посещал его в последнюю неделю перед его смертью.

Его исполнение “The Cold Song” в 1983 году – пожалуй, один из самых ярких медиа-моментов артиста. К этому году его тело начало разрушаться под воздействием болезни. Он угасал и становился тоньше, тело покрывалось лизиями, и ему приходилось надевать огромный воротник, чтобы скрыть их.

Это выступление – мощное, страстное и полно жизни, несмотря на то, что Номи сам был так близок к смерти. Номи здесь выглядит не как умирающий, а как тот, кто выбрал жить до того момента, пока просто не сможет продолжать.

_____
Еще больше материалов ты найдешь у нас в соцсетях -
ВКонтакте и Facebook. Не забудь подписаться! ;)