Найти в Дзене
Окопная Правда

Зачем Вам нож?

Для чего необходимо иметь на самолете нож?

Обычный нож.
Обычный нож.

Может быть, он входил в комплект для выживания летчика, после его удачного приземления на парашюте? Или может быть его использовали, чтобы перерезать стропы купола при неудачном "приземлении" на дерево?

Круглый парашют. Современная фотография.
Круглый парашют. Современная фотография.

Нет, не угадали!

Не будем долее томить почтенную публику, а перейдем к нашему сегодняшнему рассказу...

Наверное, всем известна биография русского летчика Петра Николаевича Нестерова? Если Вы ответили отрицательно, то ниже кратко изложены основные вехи жизни этого неординарного авиатора.

Петр Николаевич Нестеров. Фотография 1913 года.
Петр Николаевич Нестеров. Фотография 1913 года.

Детство Петр Нестеров провел в Нижнем Новгороде, где рос без отца, там же он вступил в Кадетский корпус, окончил его, служил в армии (во Владивостоке) и, после окончания службы, увлекся авиацией. В 1913 году окончил авиационный курс при Офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине.

Расположение Офицерской воздухоплавательной школы в районе Гатчины. План-схема.
Расположение Офицерской воздухоплавательной школы в районе Гатчины. План-схема.

В августе 1913 года Нестерова произвели в штабс-капитаны.

штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров. Фотография 1913 года.
штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров. Фотография 1913 года.

А за несколько дней до производства в чин, П.Н. Нестеров совершил в небе над Киевом "мертвую петлю" ("петлю Нестерова") - одну из сложных фигур высшего пилотажа.

Иллюстрация фигуры высшего пилотажа "петля Нестерова" ("Мертвая петля"). Современная фотография.
Иллюстрация фигуры высшего пилотажа "петля Нестерова" ("Мертвая петля"). Современная фотография.

Правда, авторство на эту фигуру некоторое время оспаривал французский авиатор Адольф Селестен Пегу.

Французский пилот Адольф Селестен Пегу приземлился после выполнения "петли Пегу" ("Мертвая петля"). Фотография 1913 года.
Французский пилот Адольф Селестен Пегу приземлился после выполнения "петли Пегу" ("Мертвая петля"). Фотография 1913 года.

Затем несколько позднее (в мае 1914), француз, побывав в Петербурге, всё же признал первенство в осуществлении "мертвой петли" за русским летчиком.

Адольф Селестен Пегу. Фотография 1913 года.
Адольф Селестен Пегу. Фотография 1913 года.

Но осенью 1914 года русскому пилоту стало не до споров с французом за право авторства фигуры высшего пилотажа - началась Первая Мировая война. Штабс-капитан Нестеров был отправлен на Юго-Западный фронт, где велись боевые действия против австро-венгерских войск.

Фотография Петра Николаевича Нестерова на фоне своего самолета. Русский авиатор стоит слева. 1914 год.
Фотография Петра Николаевича Нестерова на фоне своего самолета. Русский авиатор стоит слева. 1914 год.

8 сентября знаменитый авиатор совершит свой последний боевой вылет.

Вылет, который закончится знаменитым тараном автро-венгерского "Альбатроса", ведущего воздушную разведку перемещений русской армии в районе города Жолква (Украина).

Плакат, иллюстрирующий подвиг П.Н. Нестерова.
Плакат, иллюстрирующий подвиг П.Н. Нестерова.

По одной из версий, Нестеров не собирался таранить самолет противника. Он хотел колесами посадочного шасси разрушить верхнюю плоскость крыла вражеского самолета, в результате чего тот должен был упасть на землю. Иных способов "сбить" самолет в 1914 году не имелось: на самолетах не было никакого стрелкового вооружения (исключение составляло лишь личное оружие авиатора - револьвер или пистолет).

Современная иллюстрация последнего вылета Петра Нестерова.
Современная иллюстрация последнего вылета Петра Нестерова.

Но судьба распорядилась иначе: оба самолета рухнули на Землю - П.Н. Нестеров и два австрийских пилота погибли.

Обломки самолета марки "Ньюпор" П.Н. Нестерова. Фотография 1914 года.
Обломки самолета марки "Ньюпор" П.Н. Нестерова. Фотография 1914 года.

Если Вам показалось, что мы отошли от темы, заявленной в заглавии, не беспокойтесь - мы к ней возвращаемся.

Нож (точнее пилообразный клинок) Нестеров предложил использовать в воздушном бою. И это было крайне своеобразное наступательное вооружение! Крепилось оно к хвосту самолета, а в полете, с помощью механической тяги, его можно было опускать, приводя в боевое положение.

Фотография хвостового оперения самолета Нестерова. Внизу виден угловатый предмет с зазубренным краем - это и есть пилообразный нож.
Фотография хвостового оперения самолета Нестерова. Внизу виден угловатый предмет с зазубренным краем - это и есть пилообразный нож.

Этим клинком, конечно же, нельзя было сбить вражеский аэроплан. А вот для уничтожения вражеских дирижаблей этот "инструмент" вполне мог пригодиться!

Правда, дирижабли должны были иметь мягкую конструкцию; их оболочку стальной клинок разрезал без особого труда. Например, мягкие дирижабли системы "Парсеваль" однозначно стали бы "легкой мишенью" для воздушного ножа.

Мягкий дирижабль системы "Парсеваль". Фотография 1915 года.
Мягкий дирижабль системы "Парсеваль". Фотография 1915 года.

В теории применение этого оружия могло выглядеть так: пилот самолета, завидев дирижабль противника, догонял его, выпускал нож, набирал высоту, заходя сверху, а затем снизившись, "чиркал" клинком по оболочке воздушного корабля. Имея лишь единственный резервуар, наполненный водородом, дирижабль неминуемо терпел крушение.

Однако, опробовать свою конструкцию на практике, по имеющимся данным, известному русскому авиатору так и не пришлось.

Почему же воздушный нож не применили тогда другие пилоты, спросите Вы?

На то было несколько причин:

1. Пилот должен был обладать, как минимум, хорошими пилотажными навыками; иметь приличный "налет". Так что, не всякий летчик на практике мог легко прорезать оболочку дирижабля, при этом не потеряв контроль над своей машиной, и не рухнув на землю вслед за "сбитым" управляемым аэростатом.

2. Против дирижаблей жесткого типа нож был абсолютно бесполезен. "Цеппелины" имели жесткие решетчатые фермы, который носили функцию силового каркаса. Клинком их "перебить" было невозможно.

Немецкий дирижабль жесктой конструкции (авторство идеи - граф Цеппелин) заходит на посадку.
Немецкий дирижабль жесктой конструкции (авторство идеи - граф Цеппелин) заходит на посадку.

3. В 1915 году на самолеты стали серийно устанавливать стрелковое вооружение - пулеметы.

Аэроплан марки "Виккерс Ф.Б.5" - первый истребитель имевший на борту (смотри на нос аэроплана) пулемет.
Аэроплан марки "Виккерс Ф.Б.5" - первый истребитель имевший на борту (смотри на нос аэроплана) пулемет.

Ещё чуть позже, но в том же году, изобрели зажигательные пули, способные воспламенять водород, которым наполняли баллоны дирижаблей. Так что от летчика уже не требовалось подлетать к воздушному кораблю вплотную; отпадала и необходимость умелого, филигранного пилотирования. Попасть в огромную, неспешно плывущую по небу, "сигару" особого труда не составляло.

Народ, пока это всё! С Вами была Окопная правда!
Народ, пока это всё! С Вами была Окопная правда!