Минутка журналистских расследований.
Как известно, без здорового питания невозможно говорить ни о красоте, ни о здоровье. Мы – то, что мы едим и все в таком духе. Но вот что мы едим и кому из многочисленных производителей продуктов питания можно доверить свое здоровье – это давно наболевший вопрос.
Сегодня утром, внезапно, газета «Известия» разоблачила «мафию» независимых контролёров качества товаров – так называемый «Росконтроль», регулярно рассылающий всем желающим результаты своих экспертиз и рейтингов качества различных товаров широкого потребления – продукции известных марок и брендов. Организацию регулярно цитируют СМИ.
«Из-за названия организации у читателей и журналистов складывается ощущение, что речь идет о государственном ведомстве. Но это не так. На самом деле это даже не частная компания, а группа частных компаний, которые периодически закрываются и вновь открываются со слегка измененным названием юридического лица. У всех этих контор есть кое-что общее — портал, на котором они публикуют свои так называемые экспертизы». Ощущение – аргумент, конечно, веский – для обывателя. Но журналисту, насколько я понимаю, стыдно полагаться на ощущения.
Тем более, что в подвале сайта «Росконтроля» совершенно открыто указано, что сайт является сетевым изданием «Росконтроль», а учредителем его является ЗАО «Росконтроль». То есть, организация явно не скрывает всего того, что "Известия" преподнесли в качестве открытия. Кто хотел – мог выяснить это и раньше. «Росконтроль – первый масштабный негосударственный проект в области контроля качества и безопасности товаров и услуг» – чтобы прочитать это, достаточно одного клика внизу главной страницы.
Далее журналисты "Известий" обстоятельно и подробно расписывают методы деятельности «Росконтроля». Как он топорно, непрофессионально отбирает пробы, как нарушает регламенты проверок, словно речь идет о произволе государственной структуры. Как достал он уже честных производителей своими лживыми оценками, порочащими их продукцию. И как далеко не все они идут отстаивать свое честное имя в суды.
Но интересно другое. Что всего лишь днём ранее те же "Известия" опубликовали результаты очередной «так называемой» экспертизы «Росконтроля» про консервы из сайры, а 15 января - про буженину, а 11 января - про торт Наполеон, 10-го - про маслины и так почти каждый день.
Еще раз: около года практически в ежедневном режиме "Известия" публикуют пресс-релизы "Росконтроля". Напрашивается вывод об очень тесном сотрудничестве. И вдруг...
Но не это главное. Данное «сомнительное НКО» просто заняло пустую нишу в информационном пространстве, которую по-хорошему должно было занимать государство с его контролирующими полномочиями.
В рыночном обществе, перекормленном неизвестно из чего сделанными продуктами, давно перезрел запрос на контроль их качества. Согласно российским законам, никакие общественные организации не обладают полномочиями контролирующих органов и могут лишь посылать им спонтанные сигналы. От которых эти самые органы благополучно отбояриваются автоматическими отписками, цитирующими законы и инструкции, суть которых, как правило, в том, что «недостаточно оснований для проведения проверки». "Росконтроль" же энергично взял потребительское движение за здоровую, качественную продукцию, в свои руки, давая людям то, в чем они нуждаются: в оценке состава, качества, полезности и безопасности продуктов. Как выбрать лучшую колбасу, сосиски, йогурт из десяти различных марок? Где больше натурального сырья, где меньше консервантов, антибиотиков, химических красителей и усилителей вкуса? Мало ли что написано на упаковке… как проверить? «Росконтроль» просто дал ответы на все эти наболевшие вопросы. Насколько они правдивы? Мы вряд ли узнаем. Но доверие и популярность аудитории проект завоевал быстро.
Давая оценки качеству известным брендам, надо иметь немалую смелость. Не сомневаюсь, что давление на этот проект оказывается огромное. Наверняка и подкуп имеет место. И нет никакой гарантии, что порой Росконтроль не потчует нас заказными экспертизами и рейтингами. Но с ЗАО или НКО взятки гладки – там не чиновники работают, а представители общественного контроля. А вот где столь же активная позиция Роспотребнадзора? Ведь все то, что делает Росконтроль – это функция Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Это сайт Роспотребнадзора должен был стать источником рейтингов и экспертиз по сигналам общественности, а не какого-то там ЗАО-НКО. Это Роспотребнадзор должен был в ежедневном режиме публиковать сообщения об опасных тортах и о безопасных шампанском и икре к новому году. Это прямо вытекает из задач официального ведомства. А как строит работу с общественностью Роспотребадзор? Он успешно от нее отгораживается.
Я неоднократно писала в эту структуру письма с просьбой проверить и привлечь к ответственности многочисленных торговцев псевдомолочной продукции в московских магазинах. Высылала названия и реквизиты магазинов, торгующих развесными творогом, сметаной и сыром, сделанными непонятно из чего. На упакованной продукции хотя бы состав указан, данные производителя и т.д. А что за белую массу без опознавательных знаков нам продают под видом развесной молочки? В ответ ноль реакции. Единственный случай, когда Роспотребнадзор мне ответил, была жалоба на интернет-магазин постельного белья, который продал мне товар, качество ткани которого не соответствовало описанию (вместо обещанного 100% хлопка белье было сшито из т.н. софткоттона, на 70% состоящего из полиэфирного волокна – но об этом можно было узнать, лишь открыв упаковку с купленным товаром). Несмотря на то, что магазин крупными буквами на своем сайте клялся вернуть деньги по первому требованию покупателя, даже если товар в полном порядке, мое заявление там проигнорировали. Никакие настойчивые требования не привели ни к обмену, ни к возврату. Тогда я обратилась в Роспотребнадзор, откуда через месяц пришел ответ: недостаточно данных для проведения проверки. Не хватало адреса магазина (физического, по которому можно было бы прислать инспекцию) и… официального отказа магазина вернуть мне деньги за некачественный товар! А магазин и не отказывался вернуть мне деньги в обмен на их товар, он просто не реагировал на мои заявления и звонки. Физический адрес их местонахождения держался в строжайшем секрете: ни на сайте, ни у курьеров, ни у операторов его выпытать было невозможно. Все, на этом возможности Роспотребнадзора заканчивались, а мошенники продолжали и продолжают спокойно резвиться в интернете – в соцсетях, яндекс-директе и т.д.
Я не питаю иллюзий по поводу деятельности негосударственного проекта «Росконтроль». Но факт, что он единственный ответил на боли потребительского сообщества – неоспорим. Мы давно уже привыкли к тому, что ни одна социально-значимая проблема у нас не решается без мощного общественного резонанса. Простому человеку создать его не под силу, но есть организации, умеющие это делать профессионально, как «Росконтроль». Так почему бы не сделать? И почему бы не заработать на таком влиянии, если все вокруг только тем и занимаются, что раскручиваются в сети, пытаясь монетизировать лайки, клики и просмотры? Кто запретит это негосударственному медиапроекту?
Автор: chalova