Найти в Дзене
Оля Тихонова

"Дети без будущего" (опыт работы с детдомовскими подростками)

Пять лет назад я приняла заявку на организацию мероприятия от одной крупной нижегородской компании, курировавшей детский дом.
Заявка была необычная: не просто провести праздник, а подготовить серию мероприятий для детдомовских подростков, в рамках которых они бы получили новый полезный для жизни опыт. Так родился проект "На пороге новой жизни", где каждое мероприятие было посвящено отдельной теме: "Профессия", "Семья" "Природа". Так мы познакомились с "детьми без будущего". Подростковый и юношеский возраст в психологическом смысле - это возраст «прожектирования» и планирования жизни, мы же встретились с детьми у которых НЕ БЫЛО ОБРАЗА БУДУЩЕГО. Это потрясло!
К "домашнику" (так называют дети из детского дома обычных детей) всегда прилагаются мама и папа (а также бесчисленное количество родственников), которые с раннего детства терзают его вопросами: Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
В какой институт собираешься поступать?
Как ты готовишься к ЕГЭ?
Чем бы ты хотел заниматься во взр
Оглавление

©, Оля Тихонова, 2019

Пять лет назад я приняла заявку на организацию мероприятия от одной крупной нижегородской компании, курировавшей детский дом.
Заявка была необычная: не просто провести праздник, а
подготовить серию мероприятий для детдомовских подростков, в рамках которых они бы получили новый полезный для жизни опыт.

Так родился проект "На пороге новой жизни", где каждое мероприятие было посвящено отдельной теме: "Профессия", "Семья" "Природа".

Так мы познакомились с "детьми без будущего".

Подростковый и юношеский возраст в психологическом смысле - это возраст «прожектирования» и планирования жизни, мы же встретились с детьми у которых НЕ БЫЛО ОБРАЗА БУДУЩЕГО.

Это потрясло!

К "домашнику" (так называют дети из детского дома обычных детей) всегда прилагаются мама и папа (а также бесчисленное количество родственников), которые с раннего детства терзают его вопросами:

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
В какой институт собираешься поступать?
Как ты готовишься к ЕГЭ?
Чем бы ты хотел заниматься во взрослой жизни в свободное от работы время?

Взрослые фантазируют на тему будущего своего отпрыска, частично навязывая ему свои фантазии, частично подталкивая к собственным размышлениям.

Детдомовцу такие вопросы задавать некому. Все, что он знает о настоящем и будущем, так это то, что сейчас он живет в детском доме, потом будет жить в общежитии ПТУ (колледжа), а потом, возможно (если его родители лишены родительских прав), он будет жить в собственной квартире.
Сейчас его кормят в детском доме. Сюда же, в детский дом, часто приезжают всякие благотворители-волонтеры с апельсинами, телефонами и развлечениями.

Может не все знают, но зачастую детдомовские дети видели в своей жизни значительно больше, чем домашние - экскурсии, поездки, артисты-аниматоры, обеды в ресторанах (не шучу!) и прочее... - этого у них с избытком.

На один детский дом бывает до шести курирующих организаций (формата: Газпром, Транснефть, Энергосети) и каждая считает своим долгом привезти "плюшку".


Кто его будет кормить потом, детдомовец не задумывается. А если задумывается, то ненадолго и быстро отказывается от этих размышлений.

-2

В первую очередь мы ставили перед собой задачу: погрузить подростков в тему построения будущей семьи и своего будущего в целом.

Разговор о семье для детдомовца трудный и, наверное, самый болезненный. Поэтому все, что трудно было бы выразить в словах, мы с ними пытались выразить в образах, используя проективную методику: коллаж на тему "Моя будущая жизнь".

Спустя час работы, они все создали почти идентичные картины своего будущего: абсолютно у всех (даже после нашей предварительной двухчасовой мотивационной беседы) в изображениях отсутствовал даже намек на долгосрочную перспективу.

В их работах жизнь развивалась ОТ и ДО одного центрального события – СВАДЬБЫ, за которым не было больше НИЧЕГО!

Ни работы, ни путешествий, ни книг, ни друзей, ни развлечений - абсолютно ничего (лишь у пары девочек была еще одежда и украшения).

Но каждый дополнил свадебные изображения фотографиями одного или двух детей, и все мальчики фотографией машины.

-3

Их коллажи были похожи на иллюстрации к «инвентарной описи жизни»:

свадьба – 1 шт.,
муж/жена – 1 шт.,
ребенок – 1-2 шт.,
машина – 1 шт.
-4

Образ семьи был фиксированный, иллюзорный и аморфный. Эта "семья" не действовала, не развивалась, не жила, не имела будущего. Она просто БЫЛА в фантазиях их настоящего.

На тот момент детям было 14-15 лет и в детском доме им оставалось провести от шести месяцев до полутора лет.

"Дети без будущего" (часть 2)

Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора.

Подписывайтесь на мой канал Оля Тихонова в Дзене Спасибо!