Найти тему

НПО как субъект гражданского контроля: доступ к информации

Текст: Олег Папаскири

Под «гражданским контролем» принято понимать комплекс мероприятий направленных на анализ и исследование деятельности органов государственной власти, прочих государственных институтов, местного самоуправления и отдельных должностных лиц, который направлен на оценку законности и эффективности этой деятельности, а также может включать механизмы реагирования и принятие правовых мер по пресечению выявленных нарушений прав и свобод человека. Гражданский контроль как институциональное понятие является одной из основных функций гражданского общества.

Термин «гражданский контроль» в буквальном виде не содержится в законодательстве Республики Абхазия. Однако, это не означает, что неправительственные организации лишены возможности его осуществлять.

Одними из наиболее важных и в то же время доступных форм гражданского контроля выступают механизмы «доступа к информации» и «антикоррупционная экспертиза».

С мая 2008 года в Республике Абхазия вступил в силу Закон "О праве на доступ к информации". Целью закона является предоставление абхазским гражданам, иностранным гражданам, лицам без гражданства и абхазским организациям права на доступ к информации, обеспечение информационной открытости государства и осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления. Принцип доступности информации распространяется на широкий круг субъектов, однако, неправительственные организации занимают в нем особое место, поскольку выступают профессиональными структурами, которые обладают достаточными ресурсами для максимально эффективного и конструктивного использования этого права.

Основными принципами обеспечения права на доступ к информации являются:

- презумпция открытости и доступности информации;

- оперативность и своевременность предоставления информации;

- предоставление достоверной и полной информации;

- законность поиска, получения и передачи информации;

- защита права на доступ к информации;

- обеспечение безопасности личности, общества и государства;

- неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

- ответственность за нарушение права на доступ к информации.

Ограничения доступа к информации могут вводиться только конституционными законами и законами Республики Абхазия при необходимости защиты конституционного строя, обеспечения безопасности и общественного порядка, охраны здоровья и нравственности, а также в случаях стихийных бедствий, чрезвычайного или военного положения.

Доступ к информации, находящейся в распоряжении органа и организации ограничивается, если указанная информация отнесена в установленном законами Республики Абхазия порядке к государственной тайне, коммерческой тайне, служебной тайне, тайне частной жизни и иным видам тайн. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Республики Абхазия "О государственной тайне".

Каждой неправительственных организаций, вне зависимости от организационно-правовой формы (формы, союзы, ассоциации и пр.), в равной степени гарантировано право запрашивать и получать официальную информацию, если она не отнесена к категории ограниченного доступа.

Доступ к информации может осуществляться в форме[1]:

- ознакомления с официальными документами, содержащими запрашиваемую информацию;

- получения копии соответствующего документа или выдержки из него;

- получения справки, содержащей запрашиваемую информацию;

- получения устного изложения содержания, запрашиваемой информации;

- получения сведений об источнике опубликования запрашиваемой информации в официальном издании.

Запрос на информацию, а также предоставление информации по запросу может осуществляться в устной или письменной форме, либо с использованием электронных технологий.

Одной из форм реализации права на доступ к информации, является возможность присутствовать на открытых заседания представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Несмотря на то, что Закон РА «О праве на доступ к информации» содержит в себе указание на то, что это право есть лишь у физических лиц (в том числе иностранных граждан), представители НПО могут в равно степени претендовать на аналогичные права.

Открытость заседаний гарантируется возможностью присутствия на них заинтересованных лиц, которые подали заявки на участие в соответствующих заседаниях. Заявки могут подаваться после оповещения населения представительными органами государственной власти и органами местного самоуправления о предстоящем заседании.

В случае проведения заседания в закрытом режиме на информационном стенде размещается решение с указанием на законодательный акт, основании которого доступ заинтересованных лиц к заседанию ограничен.

Запрос на получение информации, может быть осуществлен в одной из следующих форм:

- личного устного обращения или обращения по справочному телефону;

- письменного запроса, доставляемого по почте или путем иной передачи;

- текстовых сообщений, передаваемых по каналам связи (электронная почта, факс).

Предоставление информации производится, как правило, в форме, в которой был осуществлен запрос. В случае невозможности предоставления информации в той форме, в которой был осуществлен запрос, информация предоставляется в иной форме, предусмотренной законом.

При личном устном обращении заинтересованного лица за получением информации или обращении по справочному телефону органа или организации, информация предоставляется в устной форме.

В случае если устный ответ на запрос не носит исчерпывающего характера для заинтересованного лица, ему разъясняется порядок направления запросов в иных формах, а также другие способы получения информации в соответствии с положениями настоящего Закона.

Письменный запрос на получение информации представляет собой письменное обращение заинтересованного лица о предоставлении ему информации.

Письменный запрос в обязательном порядке должен содержать:

- наименование органа (организации) и (или) фамилии должностного лица органа или организации, которому адресован запрос;

- наименование запрашиваемого документа, либо иной информации, необходимой для ее идентификации и поиска, а в случае необходимости - другие характеристики запрашиваемой информации, достаточные для ее поиска;

- фамилию, имя и отчество, номер телефона и (или) факса, место жительства, и (или) адрес электронной почты лица, запрашивающего информацию, для направления ответа или уточнения содержания запроса;

- форму предоставления информации.

Каждый запрос заинтересованного лица, полученный органом или организацией, а также ответ на него подлежат обязательной регистрации, с указанием даты получения запроса, данных о направившем запрос лице, наименования запрошенного документа, фамилии и должности ответственного за подготовку ответа лица, мотивировки отказа в представлении информации (при его наличии), а также иных данных.

Ответ на письменный запрос должен носить исчерпывающий характер, исключающий необходимость повторного обращения заинтересованного лица по тому же предмету запроса. Ответ на запрос предоставляется в одном экземпляре.

Информация по запросу предоставляется в том виде, в котором она существует в органе или организации, без дополнительной обработки, если иное не установлено законом

В случае, если информация, находящаяся в ведении органов и организаций, их должностных лиц относится к государственной тайне, в ответе указывается только ссылка на акт (его вид, номер и дату принятия), которым эти сведения отнесены к государственной тайне.

В случае, если часть запрашиваемого документа содержит информацию с ограниченным доступом, органы и организации, их должностные лица обязаны предоставить информацию из запрашиваемого документа, не отнесенную к информации с ограниченным доступом.

Если органы или организации получившие запрос не обладают запрашиваемой информацией, но имеют сведения о том, какие органы и организации, их должностные лица располагают такой информацией, то в течение трех рабочих дней со дня поступления запроса, они обязаны направить указанный запрос в эти органы и организации (по подведомственности) и сообщить об этом заинтересованному лицу.

после дня получения запроса.

Если запрос нуждается в направлении в другой орган или организацию, исчисление срока для ответа на запрос начинается с момента получения его органом или организацией, которые обязаны представить информацию.

Если запрашиваемая информация не может быть предоставлена заинтересованному лицу в указанный срок, заинтересованное лицо уведомляется об отсрочке ответа с указанием причины отсрочки и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пяти рабочих дней сверх установленного срока для ответа.

Действия (бездействие) органов или организаций, их должностных лиц нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в соответствующий орган или вышестоящему должностному лицу органа и организации или в суд.

Заинтересованному лицу, которому неправомерно отказано в праве на доступ к информации, находящейся в распоряжении органов и организаций, их должностных лиц, а также которым получена искаженная, подложная, неполная информация либо получена информация с нарушением сроков ее предоставления, имеет право на возмещение ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Абхазия.

Закон также содержит положение о том, что должностные лица органов или организаций, виновные в нарушении настоящего Закона, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Абхазия. Однако, для того, чтоб указанная ответственность наступила, должны быть внесены специальные изменения в соответствующие кодексы, иначе эффективно привлечь к ответственности виновное лицо будет крайне сложно.

Таким образом, Закон РА «О праве на доступ к информации» заложил основы и гарантии для доступа неправительственных организаций к официальной информации органов власти.

[1] Ст. 8 Закона РА «О праве на доступ к информации» от 22.04.2008 N 2009-с-IV