Жил-был один русский художник — Михаил Нестеров. Вы его знаете по работе «Видение отроку Варфоломею»:
Но сначала, после окончания учебы, его картины были — ничего особенного. Добротные, но не более: поставь в один ряд с работами коллег того времени и не отличишь, где чья.
А потом у него скончалась любимая жена Маша. Родила ему первенца, девочку, и умерла.
Вот тогда-то, с этой болью и тоской, родился настоящий талант Нестерова.
После похорон художник написал «Христову невесту» — девушку, принявшую монашеский постриг. У неё не будет ни мужа, ни детей. И вот сидит она, смотрит в одну точку, заперлась в себе. А лицо у неё — Марии, ушедшей жены.
«В этой несложной картине я изживал своё горе».
Через пару лет картину купил князь Сергей Александрович. Отчего-то запал ему в душу образ девушки.
А князь был дядей Николая II. И был он женат на Елизавете, которая приехала в Россию из Германии и была сестрой царицы Александры, жены Николая II. В общем, Романовы.
«Неужели нельзя судить этих животных полевым судом?» — спросила как-то государя Елизавета про революционных террористов. А через три года её мужа, князя Сергея Александровича, убили — в его карету бросили бомбу.
И знаете, что сделала Елизавета после убийства мужа? Сначала пришла в тюрьму к убийце, передала ему свое прощение и томик Евангелие и написала прошение государю о помиловании. А потом стала монахиней. Продала свои драгоценности, купила большую усадьбу и устроила в ней Марфо-Мариинскую обитель. Сёстрам обители давали хорошее образование, чтобы они оказывали помощь нуждающимся.
Вот тогда Нестеров и написал еще одну монахиню. Только теперь это был не просто образ, а княгиня Елизавета.
А потом случилась Великая Октябрьская революция. Княгиня осталась в России, продолжать работать в обители. Но вскоре ее арестовали и вместе с другими представителями царской семьи отправили в Алапаевск, а там… скинули в заброшенную шахту железного рудника. Прямо живыми.
Говорят, местные крестьяне еще несколько дней слышали из шахт пение молитв.
Такие дела.
Подписывайтесь на канал, чтобы снова и снова получать эстетическое удовольствие. А еще можно почитать:
Про судьбы художников в нацистских концлагерях
Про манящую Цирцею на картине Уотерхауса и ошибку на полотне известного художника