Найти тему
Артхив

Белка как символ в искусстве

Оглавление

Долго рыжий зверек не давал покоя художникам. Какими только смыслами не награждало человеческое воображение этого юркого грызуна! И все переменчивые смыслы — под стать неуловимому характеру самой белки.

Ян Паувель Гиллеманс Старший. Натюрморт  с фруктами и белкой
Ян Паувель Гиллеманс Старший. Натюрморт с фруктами и белкой

Зло во плоти, хоть и не страшное

Яркая и шустрая, белка еще у древнегерманских племен вызвала много подозрений. В скандинавской мифологии ей отвели незавидную роль зловредного посредника, сеющего раздор и клевету.

Согласно преданию, белка Рататоск жила на мировом дереве Иггдрасиль (образ вселенной) и постоянно сновала вдоль ствола, работая «испорченным телефоном». Она недостоверно передавала сообщения и провоцировала тем самым вражду между мудрым орлом на вершине дерева и гложущим корни драконом. На этом исландском манускрипте конца XVII века хвостатая провокаторша позеленела, видимо, осознав собственную вредность, и обзавелась рогом.
Согласно преданию, белка Рататоск жила на мировом дереве Иггдрасиль (образ вселенной) и постоянно сновала вдоль ствола, работая «испорченным телефоном». Она недостоверно передавала сообщения и провоцировала тем самым вражду между мудрым орлом на вершине дерева и гложущим корни драконом. На этом исландском манускрипте конца XVII века хвостатая провокаторша позеленела, видимо, осознав собственную вредность, и обзавелась рогом.

Так и закрепился за белкой отрицательный образ. А в христианском мире все ее «порочные наклонности» трансформировалось в связь с Сатаной. Вдобавок к этому люди отметили природный инстинкт белки накапливать и прятать еду и наградили за это зверька репутацией жадной, корыстной особы.

Отчасти с таким подтекстом белка оказалась на полотне венецианского художника Лоренцо Лотто — «Свадебный портрет Николы Бонджи и его жены». Это своеобразная картина — ребус, смысл которого зритель может разгадать, внимательно следуя за знаками.

-3

Никола Бонджи прямым жестом руки обращает наше внимание на белку. А записка в другой руке дает подсказку: «'Homo nunquam» (лат. — «Человек никогда»). Все вместе расшифровывается как: человек никогда не должен вести себя как бесстыжая белка.
Считалось, что белка-самец после того, как запасет еду на зиму, прячется в нору, оставив самку снаружи на холоде. Так что это не просто портрет семейной пары: это настоящий гимн супружеским добродетелям.

Белка как носитель скрытых смыслов использовалась западными художниками в основном в период с XV по XVII век. Причем значения, которыми наделяли этот образ, весьма разнообразны: чтобы не ошибиться, нужно внимательно изучать контекст.

Откуда белка в библейских сценах?

Парадокс в том, что имея в христианской культуре отрицательные коннотации, белка, попадая в контекст библейских сюжетов, обретает максимально положительное значение, превращаясь, — не много ни мало, — в символ Божественного Провидения. Такая ассоциация возникла из-за повадки животного укрываться от дождя собственным хвостом.
В новом амплуа зверек становится частным спутником Девы Марии в алтарных композициях, причем художники будто намеренно прятали его от глаз зрителей.

Четыре органных створки Кафедрального собора в Ферраре, с св. Георгом и драконом и Благовещением, сцена: Благовещение. Козимо Тура, 1469
Четыре органных створки Кафедрального собора в Ферраре, с св. Георгом и драконом и Благовещением, сцена: Благовещение. Козимо Тура, 1469

Козимо Тура, итальянский художник Кватроченто (Раннего Возрождения), поместил белку в сцену «Благовещения» на одной из створок органа Феррарского собора. Хвостатая сидит на балке прямо над Марией. По одной из версий, это отсылка к образу распятия.
Еще сложнее обнаружить белку на алтаре Монфорте кисти фламандского художника Хуго ван дер Гуса. Она тоже расположилась на перекладине, над головой коленопреклоненного волхва.

Хуго ван дер Гус. Алтарь в Монфорте
Хуго ван дер Гус. Алтарь в Монфорте

Белку в компании Девы Марии можно расценивать и как символ предвидения.

На этом построена хитроумная игра смыслов в картине Джованни Кариани — «Семь портретов семейства Альбани». Кстати, кто именно изображен на полотне — вопрос спорный: некоторые считают, что это куртизанки с кавалерами. Именно такие намеки дает сам художник. Интересна отправная точка этого заключения. Американская искусствовед Эллисон Леви утверждает, что центральная фигура дамы иконографически отсылает нас к образу Марии. Исследовательница указывает на центральное расположение фигуры, на поворот головы влево, на преобладание красного и голубого в одежде. Для сравнения возьмем произведение Тициана «Мадонна с младенцем и четырьмя святыми», на которое ссылается искусствовед.

“Семь портретов семейства Альбани”. Джованни Кариани, 1519
“Семь портретов семейства Альбани”. Джованни Кариани, 1519
Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми, Иоанном Крестителем, Павлом, Марией Магдалиной и Иеронимом. Тициан Вечеллио, 1518
Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми, Иоанном Крестителем, Павлом, Марией Магдалиной и Иеронимом. Тициан Вечеллио, 1518

Чтобы подчеркнуть типологическую связь персонажей, Кариани на первый план помещает белку, которую мы до этого видели в алтарных композициях. Но здесь она не просто сидит на жердочке: она ест грушу. А это воскрешает другой символический ряд, связываемый с белкой — жадность, похоть. Как видим, совсем небольшая деталь, а какой поворот в трактовке! Так что с большой вероятностью можно сказать, что перед нами не члены аристократической итальянской фамилии, а куртизанки.

Интересно, что это не единственный случай, когда белка была замечена в компании блудниц. На триптихе голландского маньериста Яна ван Дорнике рыжая устроилась на центральной створке посреди зала.
Интересно, что это не единственный случай, когда белка была замечена в компании блудниц. На триптихе голландского маньериста Яна ван Дорнике рыжая устроилась на центральной створке посреди зала.

Перед нами библейский сюжет: Христос посещает дом фарисея Симона, где встречает и прощает Марию Магдалину. Главная библейская грешница на переднем плане, омывает слезами и отирает волосами ноги Христа. Прямого толкования белки в данном контексте нет. Но можно предположить, что, сидя на привязи, она символизирует укрощенное зло, греховность.

Триптих Дилегемского монастыря. Ян ван Дорнике, 1518
Триптих Дилегемского монастыря. Ян ван Дорнике, 1518
Белки в гротесковых узорах украшают лоджию Рафаэля (часть галереи в Ватикане). Копию можно увидеть в Эрмитаже: она была сделана в 1780-е годы по заказу Екатерины II.
Белки в гротесковых узорах украшают лоджию Рафаэля (часть галереи в Ватикане). Копию можно увидеть в Эрмитаже: она была сделана в 1780-е годы по заказу Екатерины II.

Труженица среди фруктов

Голландия XVII века — родина натюрмортов, разнообразных и насыщенных смыслами. На роскошных столах собрана, кажется, вся возможная флора и фауна. Здесь проворная белка быстро нашла себе место и полностью очистилась от прежнего негативного контекста. Путь преображения можно проследить в работе Абрахама Миньона — «Натюрморт с фруктами, белкой и щеглом». Снова внимание к деталям: кажется, что белка сидит на привязи, но ее цепочка ни за что не закреплена — значит «зло» уже освободилось. Ошейник украшен бубенцами — ясный знак дурака и грешника. А занята белка тем, что грызет орех — средневековый символ Христа. Так что, в буквальном смысле эта деталь картины «читается» так — белка нашла истину и спаслась, прошлое отринуто.

Белка. Авраам Миньон
Белка. Авраам Миньон

Очень любил включать белку в свои натюрморты знаменитый голландский мастер Франц Снейдерс.

Франс Снейдерс. Натюрморт с персиками, XVII век
Франс Снейдерс. Натюрморт с персиками, XVII век

В подобных композициях белка чаще всего символизировала упорный труд, без которого невозможны все те земные блага, которые прославляет художник. Реже воплощает легкомыслие.

Чтоб дом, как полная чаша

Обратимся к восточным трактовкам: именно там белка с лозой символизирует плодородие и изобилие.

Белка и виноград. Ито Дзякутю, XVIII век
Белка и виноград. Ито Дзякутю, XVIII век

Белка — частый герой работ знаменитого китайского художника-графика XX века Ци Байши.

Ци Байши. Белка и виноград
Ци Байши. Белка и виноград
Интересная работа: можно подумать, что это произведение еще одного китайского мастера. Однако это акварель выдающегося анималиста-иллюстратора XX века, чеха Мирко Ханака, который испытал сильное влияние японской и китайской традиции рисунка. Художник сочетал мягкую акварель и тонкие штрихи графики, работал тонкой кистью по рисовой бумаге.
Интересная работа: можно подумать, что это произведение еще одного китайского мастера. Однако это акварель выдающегося анималиста-иллюстратора XX века, чеха Мирко Ханака, который испытал сильное влияние японской и китайской традиции рисунка. Художник сочетал мягкую акварель и тонкие штрихи графики, работал тонкой кистью по рисовой бумаге.

Атрибут богатых модниц

Вернемся в Европу, где изображение пышнохвостого грызуна не всегда имело подтекст: иногда это была просто дань увлечениям, веяниям времени. В Англии, например, начиная с XIV века было модно держать дома белок, в качестве питомцев.

Печать XIII-XIV вв, Англия. Позднее переделана в кольцо
Печать XIII-XIV вв, Англия. Позднее переделана в кольцо

Сложно сказать, стало ли именно это причиной появления ювелирных изделий с изображением белки. Но точно можно сказать, что именно из-за моды на домашних белок они часто стали появляться в женских портретах. Такой тренд был популярен и в эпоху Ренессанса, и сохранился вплоть до XVIII века, покорив не только европейских, но и американских светских дам.

Ганс Гольбейн Младший. Дама с белкой и скворцом (Анна Ловелл?), 1520-е
Ганс Гольбейн Младший. Дама с белкой и скворцом (Анна Ловелл?), 1520-е

Ещё одной разновидностью портрета с белкой стал детский портрет. И тут отдельного упоминания заслуживает работа американского представителя неоклассицизма Джона Синглтона Копли — «Мальчик с белкой» (1775). Художник написал её специально для выставки и превратил работу буквально в наглядную рекламу своих способностей, показав, насколько тонко он может передавать различые текстуры.

Джон Синглтон Копли. Мальчик с белкой-летягой (Генри Пелхэм), 1765
Джон Синглтон Копли. Мальчик с белкой-летягой (Генри Пелхэм), 1765

Белка еще в XVI веке стала достойным объектом для натурных штудий. Многие художники оттачивали свое мастерство рисунка, глядя на этого миниатюрного зверька.

Пауль Фридрих Майерхайм. Наброски (конец XIX века)
Пауль Фридрих Майерхайм. Наброски (конец XIX века)

Героиня абсурда современности

Яркая наружность лесной обитательницы привлекла и современных художников. Что самое заметное в белке? Конечно, хвост. Он и стал центральным персонажем скульптуры швейцарской провокационной художницы Мерет Оппенгейм (1913−1985). Было сделано 100 экземпляров «Белки», но сохранилось лишь несколько. В этом ассамбляже Оппенгейм превратила ручку пивной кружки в часть животного. Таким образом она создала имитацию льющейся через край пены, переходящей в пушистый беличий хвост.

Белка. Мерет Оппенгейм, 1969
Белка. Мерет Оппенгейм, 1969

Итальянский художник-самоучка Маурицио Каттелан своеобразно обращается к миру животных: в свои инсталляциях он использует чучела лошадей, лисиц, собак, голубей. Белку он задействовал в работе Bidibidobidiboo (1996). Простая кухня превращается благодаря белке в сюрреалистическое и символическое пространство отчаяния: если даже животным больше не на что надеятся, о чем же мечтать людям? Впрочем, это одна из возможных трактовок инсталляции. Кстати, кухня смоделирована по образу и подобию кухни из детства Каттелана.

-21

Еще одна «Разочарованная белка» — у американского художника гиперреалиста Роберта Джексона.

Разочарованная белка. Роберт Хьюаут Джексон
Разочарованная белка. Роберт Хьюаут Джексон

Что ж, природные инстинкты белки породили неоднозначное к ней отношение, но яркий окрас и пышность хвоста оказались сильным оружием в деле примирения с человеком.

Автор: Анна Кучма, artchive.ru