1,8K подписчиков

КИТАЙСКИЙ ТЕАТР НА КОРОМЫСЛЕ

Возникнув из различных культов и обрядов, китайский кукольный театр развивался, приобретая своеобразные формы и особенности. Самое раннее упоминание о театре объемных кукол появляется в эпоху Тан (618-907 гг).
Вот, например, театр на коромысле был одним из популярных уличных представлений в Китае.
Бродячий актер-кукольник выбирал людное место и вокруг него быстро собиралась толпа, с интересом ожидавшая премьеру новой постановки. Основными сюжетами обычно являлись бытовая сатира и пародия, очень веселившая народ. Традиционное представление кукол длилось не более получаса, его короткие пьесы и номера занимали всего несколько минут.

Фотография из книги Образцова "Театр китайского народа"
Фотография из книги Образцова "Театр китайского народа"

Свое название данный вид театрального представления получил из-за того, что актер-кукольник носил на палке, закинутой на плечо весь свой театральный реквизит, как коромысло, а к нижнему краю палки прикреплялась материя, закрывавшая кукловода во время выступления, так что создавалась иллюзия самостоятельности кукол.

Возникнув из различных культов и обрядов, китайский кукольный театр      развивался, приобретая своеобразные формы и особенности.-2

Палка также служила подпоркой для ярко расписанного легкого домика с террасой, на которой куклы выступали. На сцене выступали одновременно две куклы, управляющиеся всеми пятью пальцами рук, причем актер говорил также от лица ведущего. Музыкальное сопровождение спектакля ограничивалось ударами небольшого гонга.

Театр на коромысле в музее театра кукол им.Образцова (вид спереди)
Театр на коромысле в музее театра кукол им.Образцова (вид спереди)
Театр на коромысле в музее театра кукол им.Образцова (вид сбоку)
Театр на коромысле в музее театра кукол им.Образцова (вид сбоку)

Кстати важной особенностью китайского театра перчаточной куклы является несловесный способ выражения, так как пластика движений, жесты куклы, благодаря мастерству управления ими кукольника очень «красноречивы», как в пантомиме. Куклы сделаны так искусно, что сочленения пальцев рук у них подвижны и они могут двигать ими с предельной выразительностью. Кроме того, они способны держать предметы одной рукой. Для этого кисть куклы изготовляется в виде сжатых в кулак пальцев. Внутри проделывается отверстие, и в неё, когда надо, вставляется меч, лук, коромысло. Некоторые куклы дополнительно механизированы: у них вращались глаза и открывался рот. У персонажей были разные походки, они могли фехтовать, жонглировать, носить коромысло, танцевать, стрелять из лука и т. д. кукольный тигр мог чесаться, ловить блоху на задней лапе.

Фотография из книги Образцова "Театр китайского народа"
Фотография из книги Образцова "Театр китайского народа"

Следует отметить, что платье и вид кукольных персонажей очень точно имитировал грим и костюм актеров китайской национальной драмы. Кукол делали не сами кукловоды, а профессиональные скульпторы. Можно сказать, что лицо и грим кукол создавал символическую характеристику физических и моральных качеств.

Вообще тема грима очень интересна, например если не пройти ликбез перед посещением Пекинской национальной оперы, довольно сложно понять характер персонажа и расшифровать происходящее на сцене. Про грим обязательно сделаю отдельную статью.

грим персонажей Пекинской оперы
грим персонажей Пекинской оперы

Понравилась статья, подписывайся на канал https://zen.yandex.ru/id/5b755bfd8d1bc500a8ec30eb