Найти тему
Арт-критик из Милана

Диалог со светом - Энтони МакКол

Влада Новикова Нава

Статья для журнала XIBT Contemporary Art

Это напоминает старый кинотеатр: входишь в зал, устраиваешься поудобнее в кресле и буквально через несколько минут задерживаешь дыхание в ожидании священного таинства погружения в мир фантазий. В зал проникает конус света, пронзая пространство над головами зрителей, и врезается в белое полотно экрана разбиваясь на мириады светящихся пылинок, которые неожиданно оживают, превращаясь в кадры кинофильма.

Не только луч кинопроектора, но и любой источник света, являвшийся челевеческому взору на протяжении тысячелетий нес в себе мистическое начало. Солнечный свет априори дарящий жизнь всему живому, освещающий и проявляющий божественную сущность мироздания, нашел свое отражение и в теплом свете лучины, свечи, в электрической лампочке и даже в холодном сиянии неона. Любая имитация значительно уступает первоначальной силе воздействия оригинала, также и искусственный свет является бледной тенью электромагнитных волн Солнца. Но все же, что-то необъяснимо-таинственное и даже иррациональное остается в фотонах лампового света.

Физические свойства света интересовали самые светлые умы истории, от Галилея до Ньютона, в современную эпоху экспериментами со светоизлучением занимались преподаватель школы «Баухауз» Ласло Моли-Наги и фотограф Мен Рей, они подвергали солнечному облучению фотографическую печать в негативе.

С другой стороны подходили к вопросу имитации солнечного освещения французские художники-импрессионисты: они использовали художественные изобразительные средства чтобы иллюзорно создать присутствия освещения. В этом "обмане" зрения, иллюзии световых волн, более всего преуспели Моне и Ренуар.

Также была попытка найти пластическое использование света в работах с неоновыми трубками у итальянского художника Лучио Фонтаны и у американской группы Twenty Cent Art.

В шестидесятых годах темой манипуляции светом занялся британский авангардист Энтони МакКол. Он постарался продвинуться дальше, создавая с помощью света объемные и "твердые" геометрические формы, называя свои работы "Solid Light". Своим творчеством он, как бы, отвечает позитивно на вопрос можно ли обмануть человеческий разум и "построить" архитектурные объекты с помощью световых лучей.

В затемненных помещениях МакКол создает иллюзию стен и других скульптурных форм при помощи искусственного дыма и света. Публика не имеет возможности распознать источник света, расположенный на большой высоте, а видит только вертикальный луч, падающий на поверхность пола. Конус света, очень похожий на луч кинопроектора, может принимать разные формы, например идеальную форму пирамиды. Создается драматический образ, вызывающий сильные эмоции, подобные тем, что возникают в высоких и мрачных готических храмах, куда через витражное окно врывается луч света, разрезающий пространство с мощным сценографическим эффектом.

МакКол приглушает мистический компонент в своих произведениях, предлагая зрителю возможность стать активным участником действия, войти в конус или пирамиду из дыма и света, поиграть с лучом, ощутить его на своем теле. Желание взаимодействовать со зрителем создает диалог между зрителем и светом и между зрителем и художником. В этом диалоге свет является "видимым и экспрессивным" посредником.