Прежде всего, как утверждают участники рынка, нужно определиться, как вы будете работать – легально, и не кого не бояться, или «в черную» отстегивая хорошие суммы контролирующим органам. Работать легально, означает прежде всего регистрацию бизнеса, постановку на налоговый учет, найм и оформление работников по ТК, и самое главное – получение лицензии на осуществление деятельности по приему металла.
Вот как раз с получением последнего документа и могут возникнуть серьезные проблемы. Если быть точнее – получит лицензию практически невозможно. Вернее возможно, но это потребует значительных финансовых вложений, что часто не позволительно начинающему бизнесмену. Речь идет не о тысячах - о сотнях тысяч долларов стартового капитала.
Для органа, который выдает лицензии необходимо подготовить и описать весь технологический процесс. Для этого, в свою очередь нужно иметь оформленный земельный участок (аренда или собственность), специальное оборудование для переработки лома и лабораторию для проверки состава металла. Кроме этого, производственный процесс не должен ухудшать окружающую экологическую обстановку, а само предприятие должно находиться на приличном расстоянии от ближайших жилых комплексов.
Однако, по мнению экспертов, проблема с законом – не единственная причина, по которой следует получить лицензию на прием и переработку металла. Лицензия также подтверждает серьезность отношения к собственному бизнесу. То есть фирма заинтересована в долгосрочном развитие, в получении прибыли и постоянном внедрении новых технологий. Кроме этого, лицензия значительно упрощает работу с другими компаниями, в том числе, с металлургическими комбинатами.
Допустим с «легальностью» дела вы определились. Что необходимо по факту? Во-первых, необходим земельный участок для приемки металла. Его размер должен быть как минимум 300м2, а лучше – 1 Га. Идеально, если к территории, где будет располагаться пункт приема и обработки металла подходят железнодорожные пути.
Таким образом, в разы упрощается работа с реализацией металла и его доставкой до металлургических комбинатов. Саму территорию лучше купить – это избавит вас от высоких арендных ставок, хотя и потребует значительных финансовых вложений на старте.
Из основного оборудования, прежде всего, потребуется пресс для пакетирования легковесного лома, перегружатель (от 3 млн. рублей) и промышленные весы. Кроме этого, для перемещения лома желательно приобрести самосвал. Таким образом, вложения на данном этапе составят не менее 7 – 10 млн. рублей.
Самый ценный цветной лом – медь. В пунктах приема лом меди принимают от 200 рублей за 1 кг. На втором месте по ценности идут бронза – 140 руб/кг, латунь - 125 руб/кг и титан – 120 руб/кг. Другие виды лома стоят на порядок дешевле: алюминий – 60 руб/кг, свинец – 55 руб/кг, магний – 40 руб/кг и железо – всего 5 руб/кг.
Если больших средств нет, а желание заняться подобным бизнесом не дает покоя, то можно попытаться поработать в качестве агента. Для этого необходимо обратиться на крупную площадку по приему металла и заключить с ними агентский договор, согласно которому вы устанавливаете пункт приема в нужном вам месте (хоть в гараже), обзываете его «склад временного хранения» и принимаете от жителей города металл. Единственный недостаток, который собственно и не позволяет много заработать – лом придется сдавать в данную компанию по оптовым ценам.
Тем не менее, на некоторых специализированных форумах о бизнесе можно изучить опыт работы некоторых участников рынка. Принцип, по которому работает большинство ныне действующих нелегальных пунктов, выглядит достаточно просто. Никакие лицензии, естественно, мелкие частные предприниматели не оформляют.
Работают «по-черному» - платят штраф (или откат) раз в год 2000 рублей, ну или как удается договориться. Пункт приема металла, большинства из них, представляет из себя большой гараж или ангар для хранения железа. Основное оборудование – резак и напольные весы на 500 кг. Как только набирается нужный вес, допустим 10 тонн, предприниматель созванивается со скупщиками.
Предварительно, весь металл вручную выносится из гаража наемными работниками. Далее скупщики пригоняют перегружатель, самосвал и забирают всю партию металла.
Основные работники подобной конторы – сторожа и приемщики металла. Важное замечание – ни в коем случае нельзя принимать части железных дорог, так как это уголовно наказуемо. И еще. Ни какой рекламы – только сарафанное радио. В противном случае ждите гостей в лице контролирующих органов и полиции.
Есть у игроков рынка и свои хитрости. Например, некоторые бизнесмены целенаправленно не спешат сдавать накопленный металл заводу. Они знают, что всплеск цен на металл бывает ранней весной и осенью. Осенью, потому что заводы добирают свою норму на зимний период, а весной – для срочного пополнения своих запасов.
Другой важный постулат – следует всегда откладывать деловой металл. Это трубы, двутавры, швеллера, арматура и т.д. Все это можно в будущем обменять на металлолом в двойном размере вашим же клиентам (кому-то для стройки, кому-то для забора).
Тем не менее, у данного бизнеса существует и своя «пессимистическая» сторона. Некоторые участники рынка кричат в один голос – начинать бизнес уже поздно. Хотя металл от жителей еще идет, работать нормально просто не дадут. Слишком высока конкуренция. Все гаражные пункты находятся под жестким контролем – как только открывается новый, его непременно посещают представители полиции. Полицейских «стравливают» те же конкуренты, которые не хотят видеть у себя под боком новоиспеченных бизнесменов.
Заработать же сейчас реально на старых аккумуляторах. Цены можно узнать на ближайшем пункте приема металла. Принцип такого бизнеса заключается в следующем. Ставится газель на проезжей части. На машину вешается соответствующая реклама.
Местные жители начинают активно везти аккумуляторы, а вместе с ними и немного черного и цветного металла, который в последующем благополучно сдается перекупщикам. Лицензия в данном случае не требуется, главное – быть зарегистрированным как предприниматель и платить исправно налоги…