Обычной. Обывательской.
Эволюция в этой сфере колоссальная только за последнее столетие. Книга, рисунок, гравюра, фотография (фотопленки, кинопленки), виниловые пластинки, магнитные ленты (аудио и видео, бобины, кассеты, DLT), лазерные диски (CD, DVD, BluRay и прочие), жесткие диски, твердотельные жесткие диски (флешки)…
Среди всего, что перечислено выше самые простые и надежные варианты – книга (бумага) и обычная картинка (фотография). Все остальное достаточно проблематично… и требует постоянного контроля.
Пример:
Как-то захотелось мне послушать аудиокассеты из начала 90-х. Нашла целых 3 «магнитофона», на чем их можно было прослушать… и проблема… у всех трех магнитофонов пересохли резиночки, которые вращают все остальные детальки, что обеспечивают движение магнитной ленты и её воспроизведение. К счастью такие резиночки можно заменить обычными, но работают они, к сожалению, не долго и звук «плавает», а пленка «жуется».
Или ещё пример. Если с фотографиями все ясно, то с фотопленками уже сложнее. Чтобы заново напечатать с них фотографии, требуется целая лаборатория: увеличитель, Лабораторное освещение, ванночки и главное – реактивы, не говоря о фотобумаге. Как вариант требуется «оцифровать» пленку, иными словами – отсканировать её или переснять с использованием цифрового носителя. Также, без специального оборудования не обойтись…
Пока хранили – не задумывались, вроде лежит, не портится и каши не просит. А возникла потребность посмотреть – не получается…
Даже старые жесткие диски. У которых еще IDE шнурки, а сейчас на большинстве материнских плат уже и разъемов то таких нет. SATA теперь и прочее…
И в этом, казалось бы, уже «цифровом» случае, требуется найти какой-нибудь котроллер, да чтобы он ещё и подошел. Например, десять лет назад муж пытался оцифровать старые фотопленки и записал их на жесткий диск, захотел посмотреть, и искал уже «доисторический контейнер», чтобы подключить этот неудобный в обращении диск к компьютеру и перенести информацию на другой носитель.
Сейчас проблема не в том, сколько просуществует носитель, пока не испортится. Проблема в том, что из обращения уходит оборудование, на котором этот носитель можно смотреть. Магнитная пленка просуществует намного дольше, чем магнитофоны, что позволяют её проигрывать.
Конечно, я предполагаю, что все носители хранятся в соответствии с рекомендациями изготовителя.
Мораль проста. Даже одежду в шкафу нужно периодически проветривать, обрабатывать от моли.
Информацию также необходимо регулярно проверять и обновлять носители и оборудование, на чем мы храним ценную нам информацию, если хотим сохранить её в принципе…
Фотопленки. Со временем эмульсия высыхает, цвета выцветают (в первую очередь теплые тона). Увеличивается «зернистость» пленки. Старые пленки, выпуска до 70-80 годов сохраняются лучше, чем пленки более поздних выпусков. Фотопластинки начала и фотопленки середины прошлого века при бережном хранении достаточно надежны. Их главный враг – механические повреждения эмульсионного слоя.
Магнитные ленты. Кассеты 30-ти и «бобины» 60-ти летней давности за этот период также сохраняют свои свойства (в подавляющих случаях). Многое зависит от качества такой пленки. Магнитный слой может со временем начать осыпаться, а основа – растягиваться.
Лазерные диски. При воспроизведении, многое зависит от «дисковода», но даже царапины редко ведут к потере информации. Существуют «цифровые особенности». Например, фотографии, отсканированные 20 лет назад в «ином цветовом пространстве» выглядят иначе на современных компьютерах. Не исключено, что это сегодня самый надежный цифровой носитель.
Жесткие диски. На сегодняшний день самый ненадежный носитель. Нередко подводит «механика» самого диска. Такую информацию нужно дублировать и регулярно «обслуживать». Теоретически, информацию на любом «сломанном» жестком диске можно восстановить, но это будет трудоемко и дорого.
Флешка. Более надежный цифровой носитель, чем жесткий диск, но также боится всевозможных «замыканий и перепадов напряжения» при подключении, чем можно испортить «заголовок» носителя с доступом к дальнейшей информации.