Белоруссия столкнулась с неожиданной для себя проблемой: в течение года нужно добыть порядка 300-400 млн. долларов. Это произошло из-за изменений в налоговом кодексе России, в результате которых стоимость нефти для Беларуси увеличилась.
Официальный Минск рассчитывал, что Москва, в качестве жеста доброй воли, найдёт варианты компенсировать эти потери белорусского бюджета, но договориться не удалось. Теперь настало время торгов и традиционных красноречивых угроз со стороны Лукашенко.
Лукашенко уже дал распоряжение своему правительству добыть дополнительные 400 млн. долларов, но так, чтобы обычные белорусы этого не почувствовали. По мнению лидера соседней страны, «это не проблема», но осадок, похоже, остался.
На обвинения, а точнее на требования о компенсации, заочно уже высказался глава Минфина РФ Антон Силуанов. В декабре он заявил журналистам, что Россия не давала никаких гарантий по этому поводу, а так называемый «налоговый манёвр» - внутреннее дело России, но переговоры продолжаются.
Эксперты говорят, что Лукашенко сейчас нужно думать не о том, как получить «бонусы» от России, а о том, как модернизировать свою нефтепереработку так, чтобы компенсировать увеличение стоимости российской нефти.
Справочно: РФ и РБ с ноября 2018 года просчитывают способы и механизмы компенсации Белоруссии потерь доходов бюджета из-за старта налоговой реформы в нефтяной отрасли РФ. Он, напомним, предусматривает ступенчатое обнуление экспертных пошли на нефть и нефтепродукты. Министерство финансов Белоруссии уже прикинуло, что потери их бюджета (из-за того, что нефть теперь придется покупать у России дороже) составят 300-400 млн. долларов. Вариант с тем, чтобы России компенсировала эти расходы рассматривался, но договориться так и не удалось.
Теперь белорусы решили сделать ход конем. Лукашенко поручил продумать правительству своей страны механизмы закупок нефти у латышей или литовцев, при этом сделать это так, чтобы покупать её не по мировым ценам. В ответ белорусы готовы продавать бензин, керосин и солярку обратно, по ценам ниже рыночных. При этом заявление Лукашенко сделал публично, удостоверившись, что Москва услышала.
Как говорится, от любви до ненависти – один шаг. И его стоимость 300-400 млн. долларов. Посмотрим, чем ответит Москва.