Искал недавно музыку на Ютубе. Нашёл кавер Джеффа Гутта на «Hallelujah» в топе якобы лучших каверов на эту песню. Его кавер был на втором месте, а на первом ─ Александры Берк. На отдельных видео у Гутта 17 миллионов просмотров, а у Берк ─ 77. И знаете что? Кавер Берк неоправданно популярный. Он хуже, чем кавер Джеффа в три раза. На то есть три причины.
1. Берк пресно спела первый куплет
Послушайте как Берк поёт первые две строчки. Что там есть? Так, ну, дайте подумать. Там есть… Томное пение! А ещё… Там много томного пения. И там весь куплет такой: Берк сладко выглядит и пресно поёт.
А теперь послушайте как Джефф спел первые две строчки. Там есть интересная интонация: чередуются длинные и короткие фразы. На длинных звукоизвлечение, как у Эда Ширана в припеве «Perfect». А на короткой фразе «pleased the Lord» есть аккуратный йодоль.
Остальную часть первого куплета Джефф спел с расщеплением, как Том Вэйтс. Но драйв-вокал не выключил светлую грусть, без которой петь «Hallelujah» нельзя. Наоборот, расщепление усиливает это чувство.
Джефф сразу выдал мясо. Александра же просто томно поёт.
2. Берк затянула с кульминацией
Композиция у этих ребят разная. У Джеффа такая: первый куплет ─ лирика, второй ─ кричим. У Берк такая: первый куплет томно, второй волнительно, третий ─ кричим.
Да, Берк, градация это интересно. Но первый куплет меня в сон бросил. А второй не интригует ─ там мало эмоций в вокале да и повтор скучного припева наводит тоску. Это убивает всякую интригу.
Только в конце третьего куплета мурашки идут по коже. Берк разрядила эмоции в вокале, словно из обреза выстрелила. При том такие искренние, такие сильные и такие непродолжительные. Вот это круто. Вот этого не хватало в остальных куплетах. Мне было так скучно, пока я этого ждал. Поэтому градация вышла невыразительная.
На этом фоне лаконичная композиция Гутта просто бальзам на душу. Джефф не даёт спать под своё пение. Он сразу выдал лирику без лишних томлений. А потом сразу кульминация. Она у него длинней ─ длится весь последний куплет и припев. Куплета всего два, а эмоций от них ─ вагон и три тележки.
3. У Берк мало вокальных фишек
Бывает, Берк то попсит, то поёт академично. А в кульминации она изменила вокальную линию на строчке «It's a cold and it's a broken Hallelujah». Но на этом всё.
Джефф тоже изменил оригинальную мелодию строчки «It's a cold and it's a broken Hallelujah». Но по-другому, разумеется. Однако кроме чистого вокала у него есть йодоли, разное расщепление и заметная игра с динамикой.
Динамика. Джефф не кричит на кульминации, как ужаленный пчелой Саша Шиколай. Там есть динамика внутри фраз. На строчке «Baby I've been here before» Джефф громко бьёт с расщеплением по первому слову, а потом по нисходящей уходит на йодоль.
Разное расщепление. Джефф спел строчки «And I've seen your flag on the marble arch» и «And love is not a victory march» так, что светлая грусть превратилась в спесь пьяного рокера. Он расщеплял звук, будто на камни. Слишком хрипло, понимаете? А последний припев и начало второго куплета Джефф кричал, наоборот, расщепляя, будто на песок. То есть, уже как Честер, а не как Том Вэйтс.
Вот такие пироги. Кавер Берк пресный и затянутый. Там мало вокальных фишек. Кавер Джеффа сочный и лаконичный. Там много вокальных фишек.