Найти тему
muntaqa.info

Противоречит ли упованию на Аллаха использование в лечении достижений медицины?

В последние годы как никогда распространились среди мусульман взгляды противников современной медицины во всем их многообразии. Начиная от борцов с прививками, заканчивая проповедниками радикальной натуропатии. В результате люди стали отказываться от доступного лечения, а также от профилактических лечебных мероприятий.

Если человек отказывается лечиться доступными в наше время средствами или отказывается принимать меры для того, чтобы не получить осложнений в здоровье - это его выбор. Только вопрос на этом закрывается не всегда, и в процессе защиты своих взглядов или призыва к ним дело может доходить до трактовки исламских убеждений в угоду личным взглядам на медицину. Это выражается в обвинении других мусульман в слабости их веры, в отсутствии веры в предопределение и слабости или отсутствии у них упования (тауаккуль) на Аллаха. Будто забота о доступных причинах безопасности и благополучия противоречит чему-либо из упомянутого.

В связи с этим будет уместным объяснение большого ханафитского ученого прошлого - имама аль-Айни, который по великой Мудрости Всевышнего рассмотрел вопрос об уповании как раз в связи с темой об использовании для лечения доступных медицинских средств.

Пишет имам Бадруддин аль-Айни аль-Ханафи (ум. 855 г.х.): "Не говорится: "Лечение противоречит упованию, а нам велено быть уповающими (на Аллаха)", - потому что мы говорим: веление уповать следует понимать как (упование вместе) с принятием соответствующих мер. Всевышний и Пречистый Аллах сказал [передавая слова Исы или Джибриля, обращенные к Марьям]: "Потряси на себя ствол пальмы" [Марьям, 25], - тогда как Всевышний и Пречистый Аллах способен наделить ее (плодами пальмы) и без этого.

И такое понимание выразил в стихах повелитель правоверных Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах. Он сказал:

«На Милостивого надейся и действуй, старайся во благо.
Я видел, как люди (из веры) гордятся бездействием.
Но разве не видишь, что Господом сказано Марьям:
"Тряси на себя пальмы ствол, падут финики следствием".

А если бы Он пожелал, то само бы нагнулось то дерево.
Без тряски с ее стороны. Да всему (в этом мире) причина.
Есть Милостивый, на Него уповай в каждом деле то.
И не оставляй труд, старанья верши, не взирая на их величины»".

См. "аль-Биная" 12/271.

Источник и оригинал на арабском

Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh
Инстаграм: https://instagram.com/muntaqai