Найти тему
Грибанов Роман

Голая правда "Ариэля"

Начало 90-х годов для ансамбля «Ариэль» было невероятно сложным. Только что у коллектива случился болезненный разрыв с официальным художественным руководителем Валерием Ярушиным. Резко пошла на спад всесоюзная популярность, заработанная в 70-х годах. В лихое десятилетие «Ариэль» явно уже не выдерживал конкуренции со стороны молодых и дерзких рокеров, погряз в самоповторах и готовился кануть в Лету вместе с многочисленными ВИА типа «Пламени», «Синей птицы» и прочих «Веселых ребят».

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ЛУЧШЕ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ

В это тяжелое время челябинские музыканты вспомнили главный секрет собственного успеха – самобытное соединение русской народной песни и современного ее исполнения. И записали альбом, ставший по-настоящему мировой вершиной фолк-рока, равный по своему профессионализму и таланту таким народно-рокерским шедеврам, как «What We Did on Our Holidayst» Fairport Convention, «Русские песни» Александра Градского, «Graceland» Пола Саймона или «Bringing It All Home» Боба Дилана. "Ариэлевцы» продемонстрировали свое фирменное многоголосие и такое вдохновенное чувство вокальной гармонии, что и мэтрам фолк-рока вроде Кросби, Стиллза и Нэша было бы не стыдно. Но челябинцы-то пели на русском языке, записав альбом с материалом, близким

отечественному слушателю буквально на генетическом уровне! И от некоторых песен реально мороз идет по коже... Не просто от классного вокала, не только от профессионального исполнения и умной тонкой аранжировки. От... Это не передать словами. Послушайте «Черного ворона» или «Матушку» – поймете сами.

– Если в 80-х годах нам приходилось играть по нескольку концертов в день, так мы были востребованы у публики, то в 90-х был период, когда коллектив за целый год не дал ни одного концерта, – вспоминает Ростислав Гепп. – Исчезла постоянная гастрольная горячка, стало больше свободного времени для собственно творчества. Мы почти полностью перешли на акустические инструменты, я отказался от клавиш в пользу флейты, Борис Каплун взял в руки скрипку, на единственном оставшемся синтезаторе Сергей Шариков играл партию баса. Было решено также отказаться от старых ВИА-хитов типа «В краю магнолий» и «Бабы-Яги», а сделать что-то, ориентируясь исключительно на западную публику, на уровень мировых музыкальных стандартов. А что нужно Западу? Уж, конечно, не отечественную эстраду. Поэтому мы вновь обратились к русской народной песне.

-2

В поисках материала для вдохновения Гепп пошел... в Челябинскую публичную библиотеку. За нотами и текстами русских песен. Чтобы сделать совершенно оригинальную обработку, Ростислав принципиально не хотел песню СЛУШАТЬ, ему было достаточно напечатанных на бумаге нот и слов. Именно таким образом, с листа родился открывающий альбом трек «Вечор-сокол». Но раскрутку нового материала на публику решили начать не с него, а со спетой а капелла на пять голосов песни «Шумел камыш».

– Мы в Москве участвовали в какой-то музыкальной солянке и вышли на сцену именно с этим номером, – вспоминает Гепп. – Закончили петь, и ко мне на шею бросается музыкальный редактор «Утренней почты» Наталья Высоцкая: «Ребята, вот это – настоящее!».

Более того, новый стиль «Ариэля» оценили и в «Программе А» – телевизионной передаче, которая знакомила зрителей с роком и музыкальной альтернативой, гоняя клипы Cure, Bauhaus и прочих западных инди-исполнителей. В компанию с ними попал и «ариэлевский» «Шумел камыш», показанный на всю Россию сразу после «Lullaby». Привет Роберту Смиту с Южного Урала!

Судя по интересу столичных телевизионщиков, челябинские музыканты поняли – есть попадание в точку. Отрепетировали материал на полноценную программу и поехали в Москву записывать альбом. «Ариэль» приютил звукорежиссер театра «Ленком» Владимир Черепанов, по тем временам у него была отлично упакованная студия.

– Работа в «Ленкоме» имела свои особенности, – вспоминает вокалист «Ариэля» Александр Тибелиус. – Вокруг люди театра, со своим видением мира, так сказать. Начали записывать «Черного ворона», где поет Борис Каплун, – не получается, явно не хватает внутреннего нерва, заложенного в этой песне. А на конгах нам тогда подыгрывал Толя Абрамов из "Аракса", группы, играющей в «Ленкоме». Он мигом притащил матрас и заставил Каплуна... петь лежа. «Боря, войди в образ, – как заправский театральный режиссер убеждал нашего музыканта Абрамов, – представь, что ты, смертельно раненный, лежишь в степи и поешь последнюю в своей жизни песню».

Как продюсер-мотиватор Абрамов отработал отлично. «Черный ворон» в исполнении челябинского артиста прозвучал гениально, а слух о необычной «сессии лежа» пошел гулять по театральной Москве. И когда запись была закончена, «Ариэль» на малой сцене «Ленкома» дал небольшой концерт для актеров и музыкантов театра, привлекая к себе внимание столичных интелектуалов. Челябинцев слушали Николай Караченцов, Александр Абдулов, участники ансамблей «Аракс» и «Воскресение».

– Все москвичи тогда офигели и назвали нас русским Queen, – улыбается Тибелиус. – Симбиоз акустических инструментов, «ариэлевского» многоголосия и русских народных песен произвел на зрителей, которые кое-что понимают в музыке, невероятное впечатление.

– Окрыленные, мы побежали на «Мелодию», и тут ждал облом, – вспоминает Гепп. – Записанный нами в «Ленкоме» материал был признан... неинтересным для публики и по этой причине негодным к изданию на виниле.

ХВАЛИ УТРО ВЕЧЕРОМ

Но «Ариэль» это не остановило. Ставка на мировые музыкальные стандарты мгновенно дала результат – группу пригласили на гастроли в США. Играть не для русской диаспоры, как это делало большинство выезжавших за рубеж российских звезд, а выступать перед американской публикой в столице штата Арканзас городе Литл-Рок. К «Ариэлю» тогда присоединился гитарист-виртуоз и заодно певчий одного из челябинских храмов Валерий Сундарев. И тут же последовала поездка в Германию, в Кельн. Немцам так понравилось, что «Ариэль» немедленно был приглашен в ФРГ вторично, фестиваль организовывала компания WDR, а выступление в прямом эфире транслировалось на все страны Европы.

Выступление на фестивале WDR в Германии
Выступление на фестивале WDR в Германии

После концерта к «Ариэлю» подошел немецкий бизнесмен Михаэль Барг и попросил диск с песнями.

– Нету, – смутились челябинцы.

– А давайте тогда выпустим, – воодушевился расторопный немец.

Сказано – сделано. Решено было издать не виниловую пластинку, а CD, который в Европе был уже мощно распространен. Для записи дополнительного материала «Ариэль» сел в кельнскую студию «Dierks studio pulheim», где до них работали Scorpions и Тина Тернер.

Звукорежиссер Cedric Beatty был австралиец, естественно, не знавший ни слова по-русски. Никто из «Ариэля» не знал английского. Пришлось общаться на языке музыки.

Немецкая сторона полностью взяла на себя оформление диска, таким образом на обложке появился Владимир Ленин, его, мол, в Германии знают. Хорошо хоть Горбачева не впихнули. А сам альбом был назван также понятным для немецкой публики (по мнению г-на Барга) простым русским словом Privet. Это был второй, после Аллы Пугачевой, CD, выпущенный музыкантами из России.

-4

В качестве гонорара «Ариэль» получил часть тиража «Привета!», который был раздарен друзьям и знакомым. Через несколько лет челябинцы уже с новым гитаристом Олегом Гордеевым на местной студии U-Sound записали еще четыре песни. И уже с ними, плюс ленкомовские и кельнские записи, альбом еще раз увидел свет под названием «Шумел камыш».

КОГДА БОГИ СМЕЮТСЯ

Когда вы решите выкрасить стены вашей квартиры в лиловый цвет и набрызгаете поверх красной краски... Когда стекла в окнах вы заклеите иллюстрациями из книжки «Алиса в Стране чудес», так чтобы сквозь них едва бы пробивался дневной свет... Когда вырвете из потолка люстру и установите ее на пол... Когда выщиплете себе ресницы, побреете брови, нарисуете на лбу знак «Ом» и сядете отдохнуть... Не забудьте включить на проигрывателе альбом челябинского ансамбля «Ариэль» «Beatles in the Russians», тогда ваша психоделическая гармония будет полной.

В 2000 году «Ариэль» в составе: Лев Гуров, Ростислав Гепп, Борис Каплун, Александр Тибелиус и Олег Гордеев выдумал новый стиль – фолк-психоделия. Причем, чтобы не было скучно (как часто бывает при прослушивании и фолка, и психоделии), за мелодическую основу программы была взята вечнозеленая музыка The Beatles. Работая над альбомом «Beatles in the Russians», музыканты явно находились на пике отличного настроения – пластинка получилась настолько смешной и безумной (в хорошем смысле этого слова), что диву даешься, как в суровом Челябинске можно так обхохотать рок-н-ролльную и фолклорную классику. Идеальный синтез абсолютной внутренней свободы, профессионального мастерства и чувства юмора.

– Задумали мы этот кавер-альбом еще в середине 90-х, а вот реализовали только в конце десятилетия, – воспоминает Александр Тибелиус. – Плясали от темы, что сам «Ариэль» начинался с битлов, но, желая отдать ливерпульской четверке дань уважения, хотелось как-то вывернуться интересно. Перепеть тупо, простите, песни Леннона и Маккартни, так это любой дурак сможет! Стас Гепп предложил нам сделать битловский альбом в фолк-аранжировках. Скажем так, в не совсем обычных фолк-аранжировках... Мы решили рискнуть.

Получилось очень спорно. Очень. Довольно необычно. С музыкальной точки зрения сложно. Далеко не все битломаны России (а их много) восприняли «ариэлевское» фолк-прочтение мелодий кумиров. А вот на родине Джона и Пола работой челябинцев восхитились. И включили два кавера – «With a little help from my friends» (безумно прозвучавший как кавказская лезгинка) и «Yellow Submarine» (психоделически стилизованную под немецкую песню «Ах, мой милый Августин») – в международный CD-сборник лучших в мире (!) этно-фолк-версий произведений ливерпульской четверки.

– Вся работа над «Beatles in the Russians» – от придумки, репетиций до окончания сведения заняла всего четыре месяца, – рассказывает автор идеи альбома и его главный аранжировщик Ростислав Гепп. – Из живых инструментов на нем только гитара, все

остальное – это синтезатор Ensoniq, поэтому я согласен с критиками, сетующими на то, что звук какой-то игрушечный. Увы, делалось все это не от хорошей жизни. Мы ведь вначале хотели записать весь альбом с нашим прекрасным челябинским оркестром народных инструментов «Малахит» Виктора Лебедева. И даже три песни сделали с ними. Но привлечение такого количества сессионных музыкантов и написание для каждого из них партитуры – это очень серьезные средства, которыми «Ариэль» на тот момент не располагал. Поэтому играет Ensoniq... Когда мы представляли наши битловские фантазии вживую, то для концертов привлекали к сотрудничеству «народников» из Екатеринбурга – ансамбль «Изумруд», и там звук в полном порядке. Так что слушайте «Beatles in the Russians» на наших выступлениях!

Веселая работа была и оформлена весело. Челябинский мастер Александр Соколов известен своей знаменитой фотографией джазового музыканта Георгия Анохина, которая потом использовалась для оформления диска L-band. «Ариэлю» Соколов помогал сделать обложки сразу трех альбомов – «Шумел камыш», «Через майдан» и «Beatles in the Russians».

– Это была идея ребят – запечатлеть их на обложке в тех самых фирменных битловских костюмах из Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, – рассказывает Соколов, – и они для примера даже принесли мне в студию драмтеатра винил того знаменитого альбома. Я их заставил раздеться по пояс, развернул артистов так, чтобы их позы и наклон голов точно соответствовали изображенным на обложке «Сержанта» ливерпульцам, подобрал нужный свет, правильно его направил и сфотографировал. А потом дизайнер с помощью фотомонтажа на компьютере аккуратно надел на «ариэлевцев» те самые битловские мундиры.

-5

Получилось вполне гармонично, такое впечатление, что «Ариэль» реально шил себе костюмы, на музыкантах они сидят как влитые, никаких следов фотошопа не заметно. Художественная и техническая работа была выполнена безупречно.

-6

– Beatles – это вообще-то квартет, поэтому «сержантские» костюмы мы «надели» только на Гурова, Каплуна, Тибелиуса и Гордеева, – улыбается Соколов, – а Стаса Геппа я отдельно снял одетым во фрак. На обложке он стоит отдельно, как бы опираясь на освещаемый фонарями уличный баннер с битлами-«ариэлями».

«Ариэль» победно начал 90-е и так же блестяще это непростое десятилетие завершил, еще раз подтвердив статус абсолютного лидера в мире челябинской музыки.