Начало 90-х годов для ансамбля «Ариэль» было невероятно сложным. Только что у коллектива случился болезненный разрыв с официальным художественным руководителем Валерием Ярушиным. Резко пошла на спад всесоюзная популярность, заработанная в 70-х годах. В лихое десятилетие «Ариэль» явно уже не выдерживал конкуренции со стороны молодых и дерзких рокеров, погряз в самоповторах и готовился кануть в Лету вместе с многочисленными ВИА типа «Пламени», «Синей птицы» и прочих «Веселых ребят».
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ЛУЧШЕ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ
В это тяжелое время челябинские музыканты вспомнили главный секрет собственного успеха – самобытное соединение русской народной песни и современного ее исполнения. И записали альбом, ставший по-настоящему мировой вершиной фолк-рока, равный по своему профессионализму и таланту таким народно-рокерским шедеврам, как «What We Did on Our Holidayst» Fairport Convention, «Русские песни» Александра Градского, «Graceland» Пола Саймона или «Bringing It All Home» Боба Дилана. "Ариэлевцы» продемонстрировали свое фирменное многоголосие и такое вдохновенное чувство вокальной гармонии, что и мэтрам фолк-рока вроде Кросби, Стиллза и Нэша было бы не стыдно. Но челябинцы-то пели на русском языке, записав альбом с материалом, близким
отечественному слушателю буквально на генетическом уровне! И от некоторых песен реально мороз идет по коже... Не просто от классного вокала, не только от профессионального исполнения и умной тонкой аранжировки. От... Это не передать словами. Послушайте «Черного ворона» или «Матушку» – поймете сами.
– Если в 80-х годах нам приходилось играть по нескольку концертов в день, так мы были востребованы у публики, то в 90-х был период, когда коллектив за целый год не дал ни одного концерта, – вспоминает Ростислав Гепп. – Исчезла постоянная гастрольная горячка, стало больше свободного времени для собственно творчества. Мы почти полностью перешли на акустические инструменты, я отказался от клавиш в пользу флейты, Борис Каплун взял в руки скрипку, на единственном оставшемся синтезаторе Сергей Шариков играл партию баса. Было решено также отказаться от старых ВИА-хитов типа «В краю магнолий» и «Бабы-Яги», а сделать что-то, ориентируясь исключительно на западную публику, на уровень мировых музыкальных стандартов. А что нужно Западу? Уж, конечно, не отечественную эстраду. Поэтому мы вновь обратились к русской народной песне.
В поисках материала для вдохновения Гепп пошел... в Челябинскую публичную библиотеку. За нотами и текстами русских песен. Чтобы сделать совершенно оригинальную обработку, Ростислав принципиально не хотел песню СЛУШАТЬ, ему было достаточно напечатанных на бумаге нот и слов. Именно таким образом, с листа родился открывающий альбом трек «Вечор-сокол». Но раскрутку нового материала на публику решили начать не с него, а со спетой а капелла на пять голосов песни «Шумел камыш».
– Мы в Москве участвовали в какой-то музыкальной солянке и вышли на сцену именно с этим номером, – вспоминает Гепп. – Закончили петь, и ко мне на шею бросается музыкальный редактор «Утренней почты» Наталья Высоцкая: «Ребята, вот это – настоящее!».
Более того, новый стиль «Ариэля» оценили и в «Программе А» – телевизионной передаче, которая знакомила зрителей с роком и музыкальной альтернативой, гоняя клипы Cure, Bauhaus и прочих западных инди-исполнителей. В компанию с ними попал и «ариэлевский» «Шумел камыш», показанный на всю Россию сразу после «Lullaby». Привет Роберту Смиту с Южного Урала!
Судя по интересу столичных телевизионщиков, челябинские музыканты поняли – есть попадание в точку. Отрепетировали материал на полноценную программу и поехали в Москву записывать альбом. «Ариэль» приютил звукорежиссер театра «Ленком» Владимир Черепанов, по тем временам у него была отлично упакованная студия.
– Работа в «Ленкоме» имела свои особенности, – вспоминает вокалист «Ариэля» Александр Тибелиус. – Вокруг люди театра, со своим видением мира, так сказать. Начали записывать «Черного ворона», где поет Борис Каплун, – не получается, явно не хватает внутреннего нерва, заложенного в этой песне. А на конгах нам тогда подыгрывал Толя Абрамов из "Аракса", группы, играющей в «Ленкоме». Он мигом притащил матрас и заставил Каплуна... петь лежа. «Боря, войди в образ, – как заправский театральный режиссер убеждал нашего музыканта Абрамов, – представь, что ты, смертельно раненный, лежишь в степи и поешь последнюю в своей жизни песню».
Как продюсер-мотиватор Абрамов отработал отлично. «Черный ворон» в исполнении челябинского артиста прозвучал гениально, а слух о необычной «сессии лежа» пошел гулять по театральной Москве. И когда запись была закончена, «Ариэль» на малой сцене «Ленкома» дал небольшой концерт для актеров и музыкантов театра, привлекая к себе внимание столичных интелектуалов. Челябинцев слушали Николай Караченцов, Александр Абдулов, участники ансамблей «Аракс» и «Воскресение».
– Все москвичи тогда офигели и назвали нас русским Queen, – улыбается Тибелиус. – Симбиоз акустических инструментов, «ариэлевского» многоголосия и русских народных песен произвел на зрителей, которые кое-что понимают в музыке, невероятное впечатление.
– Окрыленные, мы побежали на «Мелодию», и тут ждал облом, – вспоминает Гепп. – Записанный нами в «Ленкоме» материал был признан... неинтересным для публики и по этой причине негодным к изданию на виниле.
ХВАЛИ УТРО ВЕЧЕРОМ
Но «Ариэль» это не остановило. Ставка на мировые музыкальные стандарты мгновенно дала результат – группу пригласили на гастроли в США. Играть не для русской диаспоры, как это делало большинство выезжавших за рубеж российских звезд, а выступать перед американской публикой в столице штата Арканзас городе Литл-Рок. К «Ариэлю» тогда присоединился гитарист-виртуоз и заодно певчий одного из челябинских храмов Валерий Сундарев. И тут же последовала поездка в Германию, в Кельн. Немцам так понравилось, что «Ариэль» немедленно был приглашен в ФРГ вторично, фестиваль организовывала компания WDR, а выступление в прямом эфире транслировалось на все страны Европы.
После концерта к «Ариэлю» подошел немецкий бизнесмен Михаэль Барг и попросил диск с песнями.
– Нету, – смутились челябинцы.
– А давайте тогда выпустим, – воодушевился расторопный немец.
Сказано – сделано. Решено было издать не виниловую пластинку, а CD, который в Европе был уже мощно распространен. Для записи дополнительного материала «Ариэль» сел в кельнскую студию «Dierks studio pulheim», где до них работали Scorpions и Тина Тернер.
Звукорежиссер Cedric Beatty был австралиец, естественно, не знавший ни слова по-русски. Никто из «Ариэля» не знал английского. Пришлось общаться на языке музыки.
Немецкая сторона полностью взяла на себя оформление диска, таким образом на обложке появился Владимир Ленин, его, мол, в Германии знают. Хорошо хоть Горбачева не впихнули. А сам альбом был назван также понятным для немецкой публики (по мнению г-на Барга) простым русским словом Privet. Это был второй, после Аллы Пугачевой, CD, выпущенный музыкантами из России.
В качестве гонорара «Ариэль» получил часть тиража «Привета!», который был раздарен друзьям и знакомым. Через несколько лет челябинцы уже с новым гитаристом Олегом Гордеевым на местной студии U-Sound записали еще четыре песни. И уже с ними, плюс ленкомовские и кельнские записи, альбом еще раз увидел свет под названием «Шумел камыш».
КОГДА БОГИ СМЕЮТСЯ
Когда вы решите выкрасить стены вашей квартиры в лиловый цвет и набрызгаете поверх красной краски... Когда стекла в окнах вы заклеите иллюстрациями из книжки «Алиса в Стране чудес», так чтобы сквозь них едва бы пробивался дневной свет... Когда вырвете из потолка люстру и установите ее на пол... Когда выщиплете себе ресницы, побреете брови, нарисуете на лбу знак «Ом» и сядете отдохнуть... Не забудьте включить на проигрывателе альбом челябинского ансамбля «Ариэль» «Beatles in the Russians», тогда ваша психоделическая гармония будет полной.
В 2000 году «Ариэль» в составе: Лев Гуров, Ростислав Гепп, Борис Каплун, Александр Тибелиус и Олег Гордеев выдумал новый стиль – фолк-психоделия. Причем, чтобы не было скучно (как часто бывает при прослушивании и фолка, и психоделии), за мелодическую основу программы была взята вечнозеленая музыка The Beatles. Работая над альбомом «Beatles in the Russians», музыканты явно находились на пике отличного настроения – пластинка получилась настолько смешной и безумной (в хорошем смысле этого слова), что диву даешься, как в суровом Челябинске можно так обхохотать рок-н-ролльную и фолклорную классику. Идеальный синтез абсолютной внутренней свободы, профессионального мастерства и чувства юмора.
– Задумали мы этот кавер-альбом еще в середине 90-х, а вот реализовали только в конце десятилетия, – воспоминает Александр Тибелиус. – Плясали от темы, что сам «Ариэль» начинался с битлов, но, желая отдать ливерпульской четверке дань уважения, хотелось как-то вывернуться интересно. Перепеть тупо, простите, песни Леннона и Маккартни, так это любой дурак сможет! Стас Гепп предложил нам сделать битловский альбом в фолк-аранжировках. Скажем так, в не совсем обычных фолк-аранжировках... Мы решили рискнуть.
Получилось очень спорно. Очень. Довольно необычно. С музыкальной точки зрения сложно. Далеко не все битломаны России (а их много) восприняли «ариэлевское» фолк-прочтение мелодий кумиров. А вот на родине Джона и Пола работой челябинцев восхитились. И включили два кавера – «With a little help from my friends» (безумно прозвучавший как кавказская лезгинка) и «Yellow Submarine» (психоделически стилизованную под немецкую песню «Ах, мой милый Августин») – в международный CD-сборник лучших в мире (!) этно-фолк-версий произведений ливерпульской четверки.
– Вся работа над «Beatles in the Russians» – от придумки, репетиций до окончания сведения заняла всего четыре месяца, – рассказывает автор идеи альбома и его главный аранжировщик Ростислав Гепп. – Из живых инструментов на нем только гитара, все
остальное – это синтезатор Ensoniq, поэтому я согласен с критиками, сетующими на то, что звук какой-то игрушечный. Увы, делалось все это не от хорошей жизни. Мы ведь вначале хотели записать весь альбом с нашим прекрасным челябинским оркестром народных инструментов «Малахит» Виктора Лебедева. И даже три песни сделали с ними. Но привлечение такого количества сессионных музыкантов и написание для каждого из них партитуры – это очень серьезные средства, которыми «Ариэль» на тот момент не располагал. Поэтому играет Ensoniq... Когда мы представляли наши битловские фантазии вживую, то для концертов привлекали к сотрудничеству «народников» из Екатеринбурга – ансамбль «Изумруд», и там звук в полном порядке. Так что слушайте «Beatles in the Russians» на наших выступлениях!
Веселая работа была и оформлена весело. Челябинский мастер Александр Соколов известен своей знаменитой фотографией джазового музыканта Георгия Анохина, которая потом использовалась для оформления диска L-band. «Ариэлю» Соколов помогал сделать обложки сразу трех альбомов – «Шумел камыш», «Через майдан» и «Beatles in the Russians».
– Это была идея ребят – запечатлеть их на обложке в тех самых фирменных битловских костюмах из Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, – рассказывает Соколов, – и они для примера даже принесли мне в студию драмтеатра винил того знаменитого альбома. Я их заставил раздеться по пояс, развернул артистов так, чтобы их позы и наклон голов точно соответствовали изображенным на обложке «Сержанта» ливерпульцам, подобрал нужный свет, правильно его направил и сфотографировал. А потом дизайнер с помощью фотомонтажа на компьютере аккуратно надел на «ариэлевцев» те самые битловские мундиры.
Получилось вполне гармонично, такое впечатление, что «Ариэль» реально шил себе костюмы, на музыкантах они сидят как влитые, никаких следов фотошопа не заметно. Художественная и техническая работа была выполнена безупречно.
– Beatles – это вообще-то квартет, поэтому «сержантские» костюмы мы «надели» только на Гурова, Каплуна, Тибелиуса и Гордеева, – улыбается Соколов, – а Стаса Геппа я отдельно снял одетым во фрак. На обложке он стоит отдельно, как бы опираясь на освещаемый фонарями уличный баннер с битлами-«ариэлями».
«Ариэль» победно начал 90-е и так же блестяще это непростое десятилетие завершил, еще раз подтвердив статус абсолютного лидера в мире челябинской музыки.