Найти тему
Автомобили по Жёлтому

"Ещё 10 лет и на китайских машинах будет ездить весь мир" - почему это предсказание не сбывается уже 15 лет

Помню, 10 лет назад в автомобильной прессе с каждого угла писали, что ещё 10 лет и китайцы догонят и перегонят корейцев. Что, мол, китайские машины завоюют мир, а в России будут выстраиваться очереди за Geely, Chery и Lifan.

Ну вот, прошло 10 лет, корейцы впереди планеты всей, подсадили на свои машины весь мир, а китайцы по-прежнему завоёвывают только свой китайский рынок. И то, надо сказать, не особо удачно.

В Китае, как и у нас, считается более престижно ездить на иномарке.

А почему?

Если коротенько вспомнить, как корейцы завоевывали мир, то их план был примерно такой. Предложить покупателю качественный и надежный продукт по привлекательной цене ниже, чем у европейцев. Собственно, они до сих придерживаются такой схемы.

За образец надежности они взяли японский автопром: японские моторы, японские трансмиссии, японскую систему контроля качества. И не прогадали. Hyundai Accent, Elantra, Sonata и Tucson, которые продавались в России пачками и завоевывали российский рынок и лояльность российских покупателей, до сих пор ездят и в ус не дуют. Пробеги уже по 300-500 тысяч километров.

По большом счету эти же машины завоевывали весь остальной мир. Машины оказались без изысков и тонкой настройки для гурманов, зато простые, надежные и дешевые в обслуживании. Большинству именно это и было нужно.

***

У меня есть русский знакомый, который имеет в Китае производство. Я с ним разговаривал на тему китайских автомобилей и многое стало на свои места.

фото: https://avtomaniya.com/pubsource/photo/2706/shankhay-avtosalon-kitayskie-proizvoditeli-24jpg.jpg
фото: https://avtomaniya.com/pubsource/photo/2706/shankhay-avtosalon-kitayskie-proizvoditeli-24jpg.jpg

Во-первых, для китайцев главное - это цена. Они могут сделать всё, что угодно и за любую цену, которую назовешь, но качество будет соответствующим.

"Как-то договорился с китайцами о производстве столовых приборов, о цене договорились. Когда сделали пробную партию и прислали образцы, я ахнул. На вилку невозможно было наколоть мясо, потому что зубья гнулись и разъезжались в разные стороны, ножи не резали, а ложка гнулись при попытке потолочь ей картошку в супе".

То есть, если стоит цель демпинговать конкурентов по цене и выпускать дешевые машины, они действительно будут дешевыми, иногда даже очень дешевыми, но качества ждать не приходится.

Во-вторых, китайцы просто не привыкли делать качественно и хорошо. Мне кажется, это какая-то национальная черта. Или может быть это от того, что делать надо массово и нет времени уделять внимание качеству. Вообще, китайцы могут сделать качественно, но это будет долго и так же дорого, как в любой другой стране мира, потому что хорошие специалисты, хорошее оборудование и материалы стоят там так же дорого, как и других странах.

В-третьих, сырье. Китайцы, как и корейцы в свое время, покупают чужие разработки, чертежи моторов, коробок передач. Да и вообще копирование - это то, в чем китайцы преуспели. Вот только эти копии ужасного качества, потому что делаются из китайского сырья, которое ужасного качества.

"Решили китайцы скопировать один наш русский автомат. Скопировали, начали испытывать, а он не работает. Оказалось, что сталь была такого ужасного качества, что не выдерживала высокой температуры в процессе стрельбы, и ствол просто корежился".

В-четвертых, имидж. Корейцев в свое время покупали за привлекательную цену, закрывая глаза на дизайн (иногда, кстати, тоже копированный) и качество пластика. Китайцев покупают по той же причине. Но если корейцы умудрились создать себе имидж надежного производителя, китайцы смогли за это время только укрепить имидж ненадежного производителя. Причем проблема китайцев ещё в том, у них слишком много производителей и все они рассматриваются обывателем как единое целое.

То есть люди (и я в том числе в этой стате) рассуждают о китайских машинах в целом, в отрыве от конкретных производителей, поэтому какой-то конкретной марке, которая следит за качеством и действительно делает хорошие автомобили, сложно завоевать лояльность клиентов - слишком мешает ярлык made in China, который из-за других производителей ассоциируется только с некачественным ширпотребом и подделками. Плюс к этому, как я уже говорил, китайское качество стоит почти тех же денег, что и европейское, поэтому хорошие китайские машины, как правило, не дешевле корейских, а при одинаковых ценах наш человек всегда выберет корейца всё из-за тех же стереотипов и имиджа.

В-пятых, в Китае такой большой спрос на автомобили, что многие производители выходят на чужие рынки просто для галочки. У них нет сейчас острой нужды делать качественно, потому что это требует больших финансовых вложений, а зачем, если и некачественное разлетается в своем родном Китае миллионными тиражами?

Ещё по теме:

"10 альтернатив Hyundai Creta" - китайские кроссоверы по цене Креты

"Пилот - герой, а водитель - извозчик" - тотальная несправедливость по отношению к водителям автобусов

"Хотели как лучше, а получилось как всегда" - к чему привел закон о детских креслах