Последнее интервью автора известных липецких памятников
11 декабря Липецк простился с народным художником России Юрием Гришко. Народным не по званию – по состоянию, жизни и любви к людям. Он был открытым человеком — к нему запросто можно было прийти в мастерскую, ставшую ещё при его жизни частью областного художественного музея, попить чаю с конфетами и выслушать его неизбывную боль — проект, который он вынашивал десять лет, с которым бился во все двери и про который последние годы говорил горько и тяжело, потому что понимал: уже не случится. Он мечтал создать сад-сквер скульптур, преобразить набережную и Соборную площадь — придать Липецку современный городской вид.
«Единственный академик, живущий за пределами Садового кольца» – так когда-то назвали липецкого скульптора, народного художника России Юрия Гришко коллеги-академики. Так иронично называл себя он сам и говорил, что все звания: народный, заслуженный - «это все бирюльки», «нужно просто уважать, если не сказать, любить свой предмет, и всю жизнь работать – и воздастся». За 60 лет, что мастер прожил в Липецке, он создал более 400 работ. Можно сказать, что на его глазах творилась история молодой Липецкой области, и он уже сам стал её частью.
«Вы меня подальше пошлите»
Юрий Гришко родился 1 мая 1935 года в Мурманске. Ещё до войны семья переехала к родственникам в Саратовскую область. В детстве известный скульптор мечтал стать театральным художником-оформителем – так поразил его спектакль «Двенадцать месяцев», который он, восьмилетний мальчишка, увидел в 1943-м в саратовском ТЮЗе. Он даже специально к сцене во время спектакля подбегал, чтобы понять, как это вместо сугробов появляются подснежники. И когда после окончания школы увидел в газете объявление, что в Саратовском художественном училище идёт набор на курс художников-оформителей, даже не умея толком рисовать и лепить, смело отправился покорять вершины искусства. Бабушка справила ему обнову: косоворотку, новые штаны и полуботинки. Он подвесил к ремню алюминиевый ножичек — шик послевоенного времени и нагло заявил профессору: пришёл де учиться, где тут в художники берут. Но профессор смелого юношу определил на курс скульпторов.
- Я мог бы в армию не ходить после окончания Саратовского художественного училища – у мамы моей была третья группа. Но так как работать было негде, да и страшно, решил: схожу-ка я в армию. Я только в военкомате попросил: «Вы меня подальше пошлите, чтобы я в самоволку не убегал». Сказали: «Будет тебе подальше». Прихожу на вокзал, а на вагонах наших написано: «Саратов – Владивосток». Я говорю: «Что же так далеко?» А мне старшина отвечает: «Это ещё полпути». И закатали меня на Камчатку, на самый край земли – там уже через 800 метров был островок американский. Зато красота такая — мне на всю жизнь хватило. И вот в армию приходит мне письмо от моего друга, скульптора Владимира Шанина: «Юрка, приезжай в Липецк». Я даже не знаю, где этот город, и названия такого не слышал. Но после Камчатки уже было не страшно.
Друг расписал прекрасные перспективы: область только образована, в Союзе художников всего несколько человек, мастерские свободные, хорошие фонды – есть где развернуться. Так что Липецке в 1958 году высадился своеобразный культурный десант из Саратова: четыре скульптора, график и несколько живописцев.
Портрет страны
Уже в 1961 году на Всесоюзной выставке молодых художников, проходившей в Москве, одна из работ Юрия Гришко – «Проба чугуна» – получила премию ЦК ВЛКСМ. Порядка 30 лет Юрий Дмитриевич возглавлял творческую группу, которая работала на Новолипецком металлургическом комбинате. Как говорит искусствовед Татьяна Нечаева, «в рамках «рабочей» темы Юрий Гришко создал целую галерею портретов, объединивших персональные и типические черты рабочего человека 60-80-х годов двадцатого столетия». К такому «госзаказу» можно относиться по-разному. У самого Юрия Дмитриевича, например, комиссия «зарубила» лирическую скульптуру девушки, но всё же он считал, что таким образом создаётся портрет государства и осознаётся наша общность.
- Раньше какая идея была замечательная, я считаю, – говорил Юрий Гришко. - Раз в три года со всей страны отбирались лучшие работы во всех жанрах, и в столице организовывали гигантскую выставку «Советская Россия». Установка правительства была такова: пусть художники создадут за три года портрет государства. Ивановские ткачихи, липецкие металлурги, саратовские хлеборобы, камчатские рыбаки, уральские машиностроители – вот он, образ великой страны. Колоссальная идея содержалась в этой теме, разве не так?! И что в этом было плохого?
Когда мы, молодые художники, пришли на завод, посмотрели, как там все вкалывают, как плавят металл, как пробивают летку, как там искры огненные сказочно вспорхнут, металл фонтаном волшебным льётся, как выползает откуда-то настоящее огненное чудо – гигантский металлический сляб, как его разминают, раскатывают, тискают, а на выходе это роскошный лист, изумительный, сверкающий, как зеркальное серебро – всё это нас потрясло, и мы все это приняли за пазуху. Мы увидели такую мощь технических возможностей человека! Этим всем управляют обычные мужики!
И начали с ними знакомиться. С кем-то подружились. Чтобы работа получилась, нужно человеку в душу влезть. Я с лёгоньким станочком приезжал на комбинат. Брал мужикам поесть и говорил: «Ты в столовую не ходи, я тебя буду лепить». Ну, 15 минут у них на еду, а потом минут 40 у меня есть. Они из цеха в свою каптёрку приходят такие красавцы – с пылу с жару, в шихте, в полуобгоревших робах. Пот течёт мутными ручейками по лицу. Я с таким наслаждением лепил. Стараешься свои ощущения в портрете передать, в фигуре. Потом приглашал его в мастерскую. Приходит, а я его не узнаю: в костюме, галстуке, чтобы позировать, под бокс подстригся, собака, щёки до синевы выбриты – не металлург, а секретарь какого-то хреновенького райкома. И ничего в нём живого. Для таких случаев у меня две бутылки водки было. Ну, чуть отойдёт. Взлохматишь его, переоденешь, мне Франценюк (возглавлял Новолипецкий металлургический комбинат с 1978 по 2005 годы — прим. автора) целый вагон одежды прислал – можно работать.
«Липецк ещё не город, это просто функция»
«Мужика с полотенцем» знаешь? Мой», - встречал новичков и студентов-первокурсников в своей мастерской Юрий Гришко. Он был по-настоящему рад, когда называли ещё несколько его памятников: монумент «Слава труду» у завода «Свободный сокол», памятник погибшим лётчикам Липецкого авиацентра на площади Авиаторов. Но всегда считал, что главная его работа здесь, в мастерской – небольшие скульптурные портреты. Коллеги из академии искусств говорили про Юрия Дмитриевича, что у него абсолютное лирическое дарование.
- Я камерный художник, - говорил сам народный художник. – Я просто люблю людей, друзей. Женщин любил, когда был помоложе. Идеальных людей нет. Но я хочу рассказать о том лучшем, красивом, что есть в каждом человеке. Как художник, в этом вижу сейчас свою задачу и к этому стремлюсь.
Своей задачей видел создание в Липецке сада-сквера скульптур, где в тенистых аллеях нашли бы своё место Пушкин и Лермонтов, композитор Игумнов и певица Обухова, учёный-путешественник Тянь-Шанский и ещё ряд исторических персонажей, прославивших Липецкую землю.
- Большая слабость Липецка, как относительно большого города, полумиллионника, что мы ничего не сохранили от старого Липецка, за исключением нескольких домов. У нас более-менее приличная архитектура стала появляться недавно. До этого были не дома, а тара для жилья. Среди таких домов и не может появиться необходимость поставить скульптуру. Что можно поставить рядом с ширпотребной безликой архитектурой?
И только последнее десятилетие-полтора стал формироваться архитектурный силуэт города: какие-то шпили, башенки, неровности. Липецк ещё не город, это просто функция.
Есть в Липецке красивое место, исторически сложившееся – Верхний парк.
Там можно было сделать ряд скульптурных композиций на историческую тему. Туда могли бы приходить учителя с детьми, проводить уроки. Горожане приходили бы отдыхать, там бы назначались свидания. Мы бы сделали небольшие полутораметровые композиции, отлитые в чугуне, поставили бы две-три скамейки и проложили дорожки к следующему тематическому уголку. У нас есть прекрасная набережная, которую тоже можно было бы украсить современными городскими скульптурами на детскую и юношескую темы, - делился идеями Юрий Дмитриевич. - Они были бы близки и понятны липчанам: дети на скейтбордах, мама, гуляющая с малышом, - создали бы определённое настроение в нашем городе. Пока у нас очень мало живой городской скульптуры, которая и делает облик города.
…Народного художника Юрия Гришко похоронили на аллее Почётных граждан на старом Косыревском кладбище.
Дарья РАЕВСКАЯ для газеты "Липецкий строитель"
Поделитесь с друзьями в соцсетях!
Подписывайтесь на наш канал "Пространство для жизни"