Кому мигает желтый светофор. Или немного о сигналах на ЖД

21K прочитали
Доброго всем! Про сигналы на ЖД меня попросил рассказать подписчик канала. На самом деле тема очень большая и объемная и ей посвящена целая большая инструкция.

Доброго всем!

Про сигналы на ЖД меня попросил рассказать подписчик канала. На самом деле тема очень большая и объемная и ей посвящена целая большая инструкция. Я же расскажу только саму суть, чтобы не переписывать целый том текста и не загружать читателей лишними данными.

Для начала давайте определимся, что такое есть светофор на железной дороге. Светофор - это видимый, круглосуточный сигнал, служащий для передачи приказов машинистам локомотивов, разрешения или запрета на занятие того или иного пути, перегона или блок-участка. Сигнал светофора - это приказ, команда, которую необходимо безотлагательно выполнить.

Светофоры делятся по виду на карликовые, размером с миньона, и мачтовые, размером с жирафа. И по назначению на две большие группы, поездные, которые служат для организации движения поездов, и маневровые, назначение которых регулировать маневры. Две этих группы живут параллельно друг от друга, и почти не пересекаются.

Например, прибывающий на станцию или отправляющийся на перегон поезд никак не реагирует на показания попутных маневровых сигналов. В то же время, для маневров, на сигналах есть линзы отдельных цветов. Для маневровых передвижений используются белые и синие показания светофоров.

На маневрах все просто, увидел красный или синий, значит проезжать его нельзя. Белый - разрешающий движение. Дежурный в регламенте скажет, едем с такого пути и до такого сигнала, задача, заехать вагонами за вон тот сигнал и уже оттуда ехать на тот или этот путь. А вперед вагонами или локомотивом вперед, там уж как повезет.

В поездах все по другому. Едет поезд по перегону, и машинист ориентируется только на сигналы. Нет, у него есть связь и с диспетчером и с другими поездами и дежурными по станциям. Но основное это сигналы.

Сигналы скажут машинисту и что скорость нужно снизить и что впереди перегон занят и даже на какой путь на станции будет прибывать их поезд. Не номер пути, но направление, прямо или с отклонением по стрелочному переводу. И даже расскажут и какие показания у следующего сигнала, и будет ли останавливаться поезд на станции или пройдет ее насквозь, на проход.

маневровые сигналы тоже бывают мачтовыми
маневровые сигналы тоже бывают мачтовыми

Вот несколько примеров показаний светофоров.

Едет поезд по перегону, ритмично стучат колеса, мелькают за окном деревья. столбы и мосты. Приборы показывают, что все хорошо, машинист с помощником следят за переездами, за состоянием пути, контролируют встречные поезда и конечно, смотрят за сигналами. Сигналы всегда стоят справа от поезда, со стороны машиниста. К тому же на перегоне ставят мачтовые сигналы, чтобы они были более заметны и находились почти вровень с кабиной машиниста.

Приближается поезд к проходному светофору, а он зеленым светит. И знают машинист и помощник, что впереди два или более свободных участка и следовать можно с установленной скоростью. Боятся нечего.

А как быть при плохой видимости, или в кривых участках, например в горах, где светофор можно и не успеть разглядеть? Для таких моментов есть в кабине локомотива локомотивный светофор. Он показывает, дублирует, показания уличного светофора. И еще девушка заунывным голосом говорит “Внимание, впереди зеленый!” И едут они дальше и поезд ведут с установленной скоростью. И так до тех пор, пока не попадется на пути светофор с желтым показанием.

А если желтый горит, это значит, что проследовать то его можно, но вот нужно быть готовым остановиться, следующий светофор закрыт, красный, и проследовать его нельзя ни в коем случае.

А вот когда поезд приближается к станции, там в ход идут входные светофоры. У них больше показаний, и показания у них разные и значения этих показаний тоже разные. Например. видит бригада локомотивная, что горит им зеленый. Это значит, что на станцию будут пребывать без отклонений по стрелочным переводам, что поедут они по пути, который является продолжением перегона. Если станция маленькая, значит они пройдут ее напроход, насквозь, без остановок, не снижая скорости.

А еще на входных светофорах бывают желтые огни. Они бывают разные. и имеют разные значения. Вот, например, на аватарке моего канала, сигнал с двумя желтыми огнями. Он говорит машинисту, что “разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию с уменьшенной скоростью на боковой железнодорожный путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт”. Поезд прибывает с отклонением по стрелочному переводу.

Бывает, что желтый огонь не означает остановку поезда, это когда горят сразу два желтых, при этом верхний мигающий. Значит поезд следует тоже на проход, но уже с отклонением по стрелочному переводу. Может электричку объезжает или пассажирский поезд, который стоит на главном пути. В этих случаях машинисты снижают скорость состава, ведь в документах на многие поезда указывается, что скорость по стрелкам ниже основной. Например, есть такие предупреждения на поезд: “60, по стрелкам 40”, это как раз и означает, что по прямой 60 Км/ч, а с отклонением всего 40.

С отправлением со станции на перегон происходит примерно так же. После того, как вагонники обработали поезд, локомотивная бригада дала готовность и были убраны тормозные башмаки из под состава, дежурный дает регламент на отправление и открывает сигнал поезду.

Смотрит бригада локомотивная, а с пути зеленый горит, Значит впереди два и более блок участка свободны от подвижного состава. впереди идущий поезд ушел далеко и можно смело ехать с установленной скоростью.

Бывает, что горит желтый, а это значит, что следующий сигнал закрыт. Это не значит, что поезд не отправится, станция разделена на несколько участков, делится она маршрутными светофорами и если с пути горит желтый, то пока поезд доедет до следующего маршрутного светофора, тот вполне себе может поменять показания на зеленый. Значит поезд отправится, но ехать будет медленно. А вот когда следующий маршрутный сигнал “позеленеет” или расцветет желтым цветом, тогда наш поезд и ускорится.

Сами перегоны тоже разделены на блок-участки и каждый участок огражден светофорами. Это сделано для того, чтобы по перегону, пути между двумя станциями, могло одновременно двигаться несколько поездов. Именно эти сигналы и держат дистанцию между поездами, чтобы один поезд не догнал другой, впереди идущий состав.

Именно бесперебойная работа сигналов, поездной сигнализации, позволяет проводить через нашу станцию по девяносто поездов в сутки в каждом направлении. Если прибегнуть к простой математике, то получим 90/24=3,75 поезда в час, или один поезд каждые пятнадцать минут. В каждую сторону.

Мы однажды ездили в один из населенных пунктов, выезд из которого находился за железнодорожным переездом. Чтобы преодолеть переезд у нас ушло полтора часа. Так плотно идут поезда, так слаженно работают железнодорожники, так хорошо настроена работа сигналов.

Я не ставил своей целью рассказать про все тринадцать видов светофоров и перечислить все их показания. Это давно есть в интернете и если вы запросите инструкцию по сигнализации на РЖД, в ней вы найдете описание всего этого хозяйства. А как это выглядит в жизни, я вам рассказал. Железнодорожники и без меня знают, как это работает и что означает какой сигнал, а для интересующихся вполне достаточно и этих знаний.

Ваш В.В.

P.S. Подписывайтесь на канал, впереди еще много интересного!

Постарайтесь не материться в комментариях