В школьные годы советские ребятишки учили несложную формулу, описывающую идею построения коммунизма на заре становления Советской России. Формула была настолько проста, что становилась понятна каждому троечнику - если сложить Советскую власть и электрификацию, то получится коммунизм. Правда некоторые особо грамотные ученики сразу же ставили учителей в тупик наивным вопросом - вот у нас есть и Советская власть и электричество, а где же коммунизм?. Учителя начинали злиться или мямлить что-нибудь невразумительное, но ответа они не знали. Или боялись произнести вслух...
И все же электрификация страны оказалась важнейшим шагом на пути индустриализации страны и вхождение ее в клуб великих держав. А начиналось все так... Одним из главных сторонников электрификации молодой Советской России был Глеб Кржижановский. Он был одним из немногих людей общавшихся с Лениным на "ты". Он и ознакомил Владимира Ильича со своей идеей введения всеобщей электрификации. Идея эта была оформлена в статью, а дело это было в начале 1919 года. Глава государство сочинение соратника прочел, вот только никаких конкретных слов по этому поводу не произнес. Правда это была обычная манера вождя мирового пролетариата.
Обдумав прочитанное, Ильич осознал заложенные в электричестве возможности. Он предложил Кржижановскому написать брошюру, в которой будут разъясняться положительные стороны электрификации для трудящихся Страны Советов. Работа у Глеба закипела. А Ленин начал разрабатывать ГОЭЛРО.
План ГОЭЛРО расшифровывался просто - Государственная электрификация России. По этому плану державу делили на 7 главных районов. Каждый из них делился на более мелкие составляющие. Внутри отдельного округа планировалось построить небольшие электростанции, которые будут использовать местные источники энергии - торф, газ, древесину, уголь и прочее.
Партия сказала надо - народ ответил есть. Закрутились сначала жернова бюрократической системы, затем дело набрало ход. 14 ноября 1920 года партийные товарищи во главе с самим Владимиром Ильичом отправились в подмосковную деревню Кашино и вошли в обычную сельскую избу. Вскоре там загорелась первая "лампочка Ильича". Это был первый успех электрификации страны. Партийные функционеры, которые страшно далеки от народа, планировали, что в следующие 15 лет подобные лампочки загорятся по всей великой державе. Они не учли размеров своего государства, хотя и сделано было немало.
Глеб Кржижановский стал ответственным за ГОЭЛРО - тут логика партфункционеров вполне понятна. Сидел бы тихо - все было бы хорошо, а теперь сам распутывай. Кржижановский оказался неожиданно энергичным человеком и смог привлечь к работе лучших ученых и инженеров того времени. Почти все они были из "бывших", но тут уж не до идей мировой революции. Хотя грандиозность проекта поражала. Многие реально прониклись поставленной задачей. Даже ученый с мировым именем, а по совместительству священник, Павел Флоренский вошел в комиссию ГОЭЛРО. На заседания оной пастырь являлся в рясе.
Чтобы поставленная задача была решена, годились любые средства. Частные артели получали различные подряды, заказы сыпались даже на нэпманов и кулаков. Столь интенсивное напряжение сил страны не было особенно эффективным, но результаты все равно поражали. Первоочередная цель была достигнут к 1926 году, еще через 5 лет выяснили, что запланированное превзошли вдвое. По уровню введенных электрических мощностей Советский Союз вышел на 3 место в мире. Позади остались Франция и Англия, впереди были лишь такие гиганты как Германия и США.