Найти тему

Дэвид Митчелл. «Голодный дом»

…вместо задрипанного дворика за дверью оказался огромный сад с террасами, ступенями и тенистыми аллеями, уходящими к внушительному особняку. Сад зарос сорняками, ежевикой и прочей дрянью, пруд затянуло ряской, кусты давно не стригли, но даже в таком виде от красоты дух захватывало. Розы еще не отцвели, высокая стена оберегала от холодов фруктовые деревья, до сих пор покрытые листвой. А дом, наполовину увитый алым плющом… Нет, это был именно особняк, не то что дома по соседству: огромные высокие окна, широкая лестница, ведущая к парадному входу, все как полагается. Окна были зашторены, но дом лучился изнутри мягким теплым светом, будто ванильная карамель. Великолепно. И сто́ит, наверное, целое состояние, особенно сейчас, когда цены на недвижимость взлетели до небес.

В проулке Слейд, за маленькой металлической дверцей, скрывается дом, попасть в который можно только лишь по особому приглашению, и уже никогда не вернуться обратно. Каждый из пяти рассказов, повествует об одном таком визите. Каждый повествует об одном и том же, но каждый раз история звучит и подается немного иначе и заскучать у меня не получилось. С каждым рассказом становится чуть понятнее что же происходит в этом доме за высокой каменной стеной, дверь в которой открывается раз в девять лет.

Следить за происходящим в этих рассказах было на удивление интересно. Даже когда догадываешься, чем он закончится. Прогнозируемые события все равно бывают увлекательными, я об этом уже говорила. Тревожная атмосфера этой книги не отпускала до последнего рассказа. А вот последний… не то что бы все испортил, но где-то тут атмосфера улетучилась, причем по неожиданной причине.

В последнем рассказе «Астронавты» на сцене появляются представители тайных обществ. Точнее одна представительница одного общества. Но упоминаются и другие. И это сильно смещает картинку и настроение. А ещё из-за этого повествование заканчивается ничем. По крайней мере на мой взгляд.

Очень вероятно, что об упомянутых тайных обществах рассказывается в других произведениях Митчелла. Но я-то их не читала, и не уверена, что буду. А потому, такое завершение, хоть и не испортило мне книгу в целом, концовку всё же основательно отравило.

А ещё название. Нет, оно не портит ничего, но, по-моему, может ввести в заблуждение. Словосочетание «Голодный дом» для меня означает голод неживого, ну или квазиживого объекта. Но в книге этого нет, и сам дом ни в чем не виноват. Просто оказался не в том месте, не в то время. Но кто, скажите мне, способен упрекнуть в подобном строение, лишенное воли и свободы выбора?

Возможно, если однажды я доберусь до других книг Дэвида Митчелла или хотя бы посмотрю «Облачный атлас», мое отношение к этой книге изменится, и концовка приобретет чуть больше смысла. Но на данный момент, мне жаль эту историю, которая так замечательно и тревожно начиналась, а закончилась пшиком.

сентябрь 2018