По случаю новогодних праздников хотелось бы поздравить посетителей «Редара» не только словами, но и каким-нибудь соответствующим случаю фильмом.
Мой новогодний подарок — телепередача «Мир встречает Новый год», вышедшая в эфир в первых числах января 1978 года, то есть более тридцати лет назад. Думаю, перелистывая ещё один календарь, интересно вспомнить или узнать — тем более узнать тем, кто сам этого не видел — о том, как отмечали новогодний праздник во времена юности, детства, а то может быть ещё и до рождения. Это всегда интересно и странно — соприкоснуться с чем-то уже бывшим, когда тебя самого не было.
В чуть менее чем сорока минутах хронометража оказались сюжеты из Японии, Монголии, СССР, Франции, Венгрии, Румынии, ГДР, Югославии, Анголы, Канады. Они интересны и сами по себе, показывая нам кусочки жизни тех стран и в то время. И интересна сама передача как пример того, что показывали и смотрели по ТВ в Советском Союзе на излёте 70-х. Хорошая и светлая работа телевизионщиков.
Особо хотелось бы отметить, что передачу вёл Александр Каверзнев. Молодому поколению это имя, наверное, ничего не скажет. А жаль. Наверное он был одним из лучших политических обозревателей советского телевидения — это был высший ранг в тележурналистике, одним из самых ярких журналистов СССР. И, безусловно, самым харизматичным телеведущим за всю историю телевидения.
Сейчас таких просто нет. Есть шоумены, есть клоуны, есть старательные работяги. Были и есть внешне, наверное, более эффектные ведущие, более жеманные или строгие, более демократичные или аристократичные. Однако такого доверительного и интеллигентного диалога со зрителем не вёл и не ведёт, пожалуй, никто.
Особенно это заметно в нашу эпоху всеобщего отчуждения. Кукла на экране живёт какой-то своей потусторонней виртуальной жизнью, не имея никакого отношения к тем, кто по эту сторону кадра. Наверное, отчасти это следствие общего падения интеллектуальной планки и образовательного уровня самих телевизионщиков. Отчасти — коммерциализации, при которой, с одной стороны, создатели передач пытаются манипулировать зрителем, а с другой всё экранное действо направлено на призрачные рейтинги и стремится потакать самым грубым и непритязательным вкусам, играя на низких чувствах и невоспитанности зрителя, полагая, что таких большинство, а бОльший успех и выгоду приносит максимальность аудитории.
Но за этим просматривается более общая тенденция. Общество — и работники телевидения в частности — отказались не только от равенства в правах и возможностях, но и в принципе от идеи равенства людей в разуме. Человек в «ящике» не видит в зрителе возможного собеседника, с которым можно говорить на равных. Нет, конечно, люди бывают разных способностей: разного уровня образования, воспитанности, степени развитости навыков умственной деятельности. Однако единственно этично исходить из презумпции духовной невиновности — полагать человека козлищем и мразью только после того, как к этому есть веские основания, а не априорно. Иначе мы фактически отказываемся от того, что бы считать человека человеком. А значит и сами людьми не являемся: ставя кого-то вне, мы и сами оказываемся за пределами — ведь человек может соотноситься только с человеком. Увы, мы как раз находимся в ситуации, когда нормой и даже идеалом является нелюдь.
Крайне жаль, что человек, показывавший пример иного отношения, ушёл так рано. Каверзнев умер в 1983 году, не дожив несколько месяцев до пятидесяти одного года, после возвращения из командировки в Афганистан, где снимал свой последний документальный фильм. Скоротечная болезнь в несколько дней привела к смерти — одни говорят, что чем-то заразился в Афгане, другие — что заразили или отравили специально, очень уж острый материал был по тем временам. Это толком по сю пору неизвестно, версии ходят различные.
Но остались кино- и видеоматериалы, хотя и доступно очень немного, и каждый лично может убедиться на себе в наличии или отсутствии «эффекта Каверзнева».
Статья была опубликована на Редаре 1 января 2010 г. и размещается в рамках моего мемориального мини-проекта.