Почему Пифагор считал, что в основе мира лежит число

16K прочитали

Подавляющее большинство людей знает Пифагора исключительно как математика. Пифагоровы штаны во все стороны равны и прочее такое. Однако он был и великим философом. Занятия математикой были частью его философских размышлений.

Пифагор
Пифагор

Пытаясь найти ответ на вопрос "как устроен мир", мыслитель отверг попытки свести это устройство к каким-то материальным основаниям, например, стихиям. Он зрил в суть, и эта суть открылась ему так: мир устроен гармонично. В этом отличие Космоса от Хаоса, где нет никакого порядка. Гармония же предполагает порядок, соразмерность, ритм.

Гармония выражает себя для нас, людей, двумя основными способами: через музыку и через математику. Пифагор занимался и тем, и тем, но, увы, его музыкальные упражнения до нас не дошли. Зато его математические выводы стали достоянием человечества.

Итак, гармония мира выражается через математику, значит - через число. Значит, именно число лежит в основе мира и определяет его особенности.

Сперва был ноль - ничто. Космоса еще нет, но уже в нуле содержится его возможность. Бытие начинает разворачиваться с числа 1. Один - это единое. То есть небытие превращается в бытие.

Однако на единице (монаде) не может остановиться процесс. Он только начинает разворачиваться. Число 2 означает, что единое делится на противоположности. 2 (дуада) - это выражение того факта, что мир основан на биполярности, что он состоит из противоречий.

Но и это не все. Следом идет число 3 (триада). Это единство противоположностей, это и есть выражение гармонии! 3 поэтому сакральное число во многих культурах. Три выражает совершенство.

Но мы знаем, что мир отнюдь не идеален, что в нем нет застывшего совершенства. Он вариативен, подвижен. И этот момент выражает число 4 (тетрада).

Эти первые числа - 1, 2, 3, 4 и лежат в основе нашего мира. В сумме они дают 10, которое Пифагор считал священным числом.

Каждое число имеет свою границу и одновременно оно безгранично. Этот удивительный факт вызывал у философа буквально мистический трепет. Пифагор учился и у египетских жрецов, и у индийских мистиков, в его философии рациональное и иррациональное слиты воедино.

Современная нумерология и мистика числа во многом берут начало именно в философии Пифагора.