Найти в Дзене

КАК СНИЗИТЬ РИСКИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ГОСКОНТРАКТОВ | Часть 1

Оглавление


Часть I: Начало выполнения работ

Какие есть риски при исполнении госконтрактов:

- Финансовые потери, убытки
- Расторжение контракта
- Попадание в реестр недобросовестных поставщиков
- Потеря репутации

Некоторые из этих рисков имеются и при исполнении обычных договоров, однако при выполнении госконтрактов и муниципальных контрактов они значительно выше.

Если же вы выиграли "не свой" лот, то эти риски можно смело умножить на два.

На практике мы нередко встречаемся с ситуациями, когда госзаказчики всеми возможными способами пытаются убрать "неправильного" подрядчика. В ход идут: недопуск на объект с составлением актов о неявке подрядчика; непередача документации на обслуживаемые объекты; неприёмка работ из-за "неправильных" форм отчётности и др.

Любое, даже самое незначительное нарушение со стороны подрядчика может быть использовано госзаказчиком как основание для расторжения контракта и начисления ему неустойки (пени, штрафа). В последующем это может привести к добавлению сведений о подрядчике (поставщике) в реестр недобросовестных поставщиков.

Будьте особо бдительны и осторожны, если вы выиграли лот с применением не совсем законных схем.

Что нужно сделать, чтобы минимизировать указанные выше риски?

1. Проверьте, соответствует ли присланная для подписания редакция контракта с первоначальной редакцией проекта контракта, размещённой на торговой площадке.

Что проверять?
- цену контракту
- условия оплаты (сроки и порядок)
- объем и количество работ, подлежащих выполнению
- сроки выполнения работ, оказания услуг или поставки товаров
- требования к работам (услугам, товарам)
- ответственность (пени, штрафы): как рассчитывается и когда применяется
- списки документации
Если Вы выявили разночтения, необходимо подписать с заказчиком протокол разногласий.

Примечание: Сравнить редакции документов можно вручную или с помощью функции "сравнение двух версий документа" в MS Word. Это быстро и удобно.

2. Внимательно изучите условия контракта

1. На предмет того, что нужно сделать вам до начала выполнения работ
На что обратить особое внимание:
- Техническое задание
- Технические требования к выполнению работ, оказанию услуг, поставляемым товарам (если имеются таковые)
- Раздел "Обязанности исполнителя"
- Раздел "Заказчик вправе"
- Раздел "Прочие условия".
Дочитывайте контракт до конца, так как иногда именно в завершающих положениях скрываются "очень интересные" нюансы. Нам известны случаи, когда в заключительной части контракта на обслуживание помещений была прописана обязанность подрядчика поставить товар (светильники).
2. На предмет того, что нужно сделать заказчику до начала выполнения работ
Особое внимание обратите на:
- Раздел "Заказчик обязан"
Проконтролируйте, чтобы заказчик своевременно исполнил приписанные ему обязательства.

3. Подготовьтесь к выполнению работ, оказанию услуг, поставке товаров

1. Внимательно изучить все требования к выполнению к выполнению работ или оказанию услуг (к товарам).
Заранее письменно запросите у заказчика документы, которые вам понадобятся для выполнения работ. Желательно ссылаться при этом на нормы контракта или закона.
Примечание: чаще всего обязанность заказчика передать такую документацию в контракте не указана, поскольку контракт составлял заказчик.
Это могут быть паспорта на оборудование, схемы зданий, размещения иных объектов, точек доступа и др.
Эти документы лучше запросить заблаговременно, поскольку промедление может привести к нарушению сроков, со всеми вытекающими последствиями.
2. Заранее оформите документы и пропуски для ваших сотрудников.
- Приказы
- Доверенности
- Пропуски
- Санитарные книжки
- Патенты
- Допуски к выполнению работ (требуются для выполнения некоторых видов работ)
Копии всех документов, которые указаны в контракте, необходимо предоставить заказчику до начала выполнения работ с сопроводительным письмом.
3. Журналы выполнения работ.
Внимательно ознакомьтесь с контрактом и найдите в нём какие журналы подлежат ведению подрядчиком. Журнал выполнения работ должен вестись подрядчиком обязательно, вне зависимости от указания на него в контракте.
Этот журнал должен храниться у подрядчика.
Если заказчик требует, чтобы журнал хранился у него, передайте его заказчику с сопроводительным письмом, заведите второй журнал, который будет храниться у вас.

4. Назначьте ответственных за исполнение контракта

Ответственный сотрудник должен хорошо знать условия контракта и иметь оперативный доступ к копиям документов, необходимых для выполнения работ (разрешения, приказы, письма и др.).

5. Организуйте и проведите совместную комиссию (обследование) строительной площадки, объектов обслуживания и т.п.

Проведите совместное обследование объекта на предмет:
- Фактического наличия объектов, подлежащих обслуживанию;
- Наличие доступа к объектам, подлежащим обслуживанию, доступа к строительной площадке и др.;
- Наличие точек доступа к ресурсам (вода, электроэнергия, др.), если это предполагается по контракту;
- Наличие подсобных помещений, их расположения (если предполагается по контракту);
- Освобождение помещений от загромождающих объектов, препятствующих выполнению работ.
- Совместимость оборудования заказчика с оборудованием, которое подлежит поставке и подключению к оборудованию заказчика.
- Другие обстоятельства, препятствующие выполнению работ, оказанию услуг, поставке.
Если имеются обстоятельства, которые препятствуют или значительно затрудняют выполнение работ, оказание услуг, незамедлительно проинформируйте об этом заказчика и приостановите выполнение работ до момента получения от заказчика разъяснений.

Важно помнить, что взаимодействие с заказчиком по важным вопросам должно происходить:

1. В письменной форме (письма, запросы, заявления, требования и др.);2. Только с уполномоченными представителями заказчика (уполномочены приказом, доверенностью и др.);3. Только по официальным каналам связи (сдача документов в канцелярию или приёмную заказчика, направление на почтовый адрес или по электронному адресу, факсу, указанным в контракте,) с фиксацией факта получения, передачи, направления документа (квитанции почтовые, отчёты факса, сохранение переписки и пр.).
Во второй части статьи я расскажу расскажу про правовое сопровождение госконтрактов на этапе выполнения работ.


Роман Шамалов
ООО Юридическая компания "ЛИНГ"

По вопросам сопровождения контрактов и договоров можно обратиться:
по электронной почте:
office@ukling.ru
по телефону: +7 (3452) 588-588, +7 (9088) 73-11-04.