Вмешательство России в политические процессы других стран — любимая тема всех СМИ, особенно западных. Выборы Трампа, референдум по Брекзиту, беспорядки во Франции и даже восстание в Эфиопии — все это дело рук русских троллей, сеющих хаос, панику и фейковые новости через соцсети.
И ты, Инстраграм!
На Инстаграм поначалу никто не обращал внимания. Никто не думал, что эта площадка для фотографий из отпуска и кулинарных изысков может превратиться в инструмент политического воздействия. Однако, два новых доклада, развеяли этот миф.
Исследователи Оксфордского Университета совместно с компанией Graphika и специалисты по кибербезопасности компании New Knowledge пришли к выводу, что принадлежащий Facebook Инстаграм, возможно, главный инструмент российских троллей, особенно после выборов в США 2016 года.
В опубликованных отчетах подробно рассказывается, как Агентство интернет-исследований (прим. редакции: также известно как «фабрика троллей») пыталось влиять на выбор различных слоев американского общества через посты в Инстаграм. По мнению исследователей, картинки и комментарии к ним подбирались таким образом, чтобы подорвать доверие к политической системе США и усилить внутренние противоречия в обществе.
Много учетных записей — одна цель
Группа управляла десятками крупных аккаунтов, включая @blackstagram_ и @american.veterans. Они фокусировались на отдельных этнических группах и социальных слоях, включая афроамериканцев, сторонников прав на владение оружием и активистов антимиграционных движений.
На каждый такой аккаунт было подписано не менее 200 тыс. пользователей. За два года публикации со всех аккаунтов, связанных с Агентством интернет-исследований, получили около 185 миллионов лайков, а под их постами набралось порядка четырех миллионов комментариев. Активность возросла в 2017 году, когда Facebook и Twitter начали охоту на троллей.
«Активность российского Агентства интернет-исследований не только угасала после выборов 2016 года, но и стала еще агрессивнее».
«По нашим оценкам, Инстаграм будет оставаться одним из главных полей боя на постоянной основе», — говорится в докладах.
Зачем все это нужно
Как и в других соцсетях, Агентство публиковало посты в Инстаграм и до американских выборов, чтобы поддержать Трампа и опорочить Клинтон.
Кроме того, многие публикации российских троллей были направлены на расширение аудитории в специфических самобытных группах американцев. Таким образом, Агентство хотело расширить сферу своего влияния и охват для контента и рекламы.
В некоторых аккаунтах предлагались товары на продажу, например, футболки, и толстовки с надписями «Я поддерживаю применение закона США». По мнению авторов исследований, это делалось не ради прибылей, а ради персональных данных пользователей, которым также впоследствии можно было бы демонстрировать свою пропаганду.
Интересно, что из более 100 тысяч постов, Клинтон упоминалась в 7%, а Трамп — в 11% публикаций. На основании этих данных исследователи делают вывод о попытках Агентства склонить свою аудиторию голосовать за Трампа.
Пропаганда после выборов
После победы Трампа на выборах, инстаграм-аккаунты российских троллей активизировались. За шесть месяцев после выборов агентство утроило количество публикаций в соцсети, тогда как его активность на Facebook выросла всего на 59%.
В этот период связанные с Россией аккаунты продолжали публиковать пропагандистский контент, в основном заимствованный из других источников с небольшими модификациями. Активность российских аккаунтов достигла пика в мае прошлого года, после чего резко пошла на спад, а в октябре и вовсе сошла на нет. Тогда Facebook рапортовал конгрессу о выявлении и блокировке более 170 связанных с Россией инстаграм-аккаунтов, которые в общей сложности оставили в соцсети около 120 тысяч публикаций.
Читайте также:
Сенату США представили обширный доклад вмешательства России в выборы
Новый ход в деле о вмешательстве России в выборы США смутил рынки