Найти в Дзене
EA Culture

Сейчас они появятся!

Диего Веласкес, придворный живописец короля Филиппа IV, крупнейший представитель золотого века испанской живописи, прославившийся портретами монархов, наследников престола и принцесс, в крайнем случае – высшей знати, писал и простых людей. Правда, делал он это в молодости, живя в родной Севилье и быстро постигая секреты мастерства художника. Юноша Веласкес сразу же выделился среди обучающихся живописи необычайными способностями и трудолюбием. Он хотел стать настоящим художником и не стеснялся переводить картон и уголь, а затем уже холсты и краски, чтобы освоить все приемы и постигнуть все тонкости художественного ремесла. В апреле 1618 года он женился на дочери своего учителя, который делал ставки на талант «крохи Диего» и после того, как тот стал его зятем, позволил ему писать столько, сколько тот захочет, о че сам скоро пожалел, поскольку пришлось сдерживать 19-летнего трудягу. Веласкес шел с кистями и красками на площади и улицы, в харчевни и дворы, где писал бытовые сцены, но пр

Диего Веласкес, придворный живописец короля Филиппа IV, крупнейший представитель золотого века испанской живописи, прославившийся портретами монархов, наследников престола и принцесс, в крайнем случае – высшей знати, писал и простых людей. Правда, делал он это в молодости, живя в родной Севилье и быстро постигая секреты мастерства художника. Юноша Веласкес сразу же выделился среди обучающихся живописи необычайными способностями и трудолюбием. Он хотел стать настоящим художником и не стеснялся переводить картон и уголь, а затем уже холсты и краски, чтобы освоить все приемы и постигнуть все тонкости художественного ремесла.

В апреле 1618 года он женился на дочери своего учителя, который делал ставки на талант «крохи Диего» и после того, как тот стал его зятем, позволил ему писать столько, сколько тот захочет, о че сам скоро пожалел, поскольку пришлось сдерживать 19-летнего трудягу. Веласкес шел с кистями и красками на площади и улицы, в харчевни и дворы, где писал бытовые сцены, но при этом тщательно постигал секреты перспективы, композиции и светотени.

Написанная им «Старуха, жарящая яйца», по праву признается высочайшим образцом художественного мастерства. Сложная по исполнению овальная композиция (предметы на заднем плане затенены, а высвечен именно овал) в сочетании с освещением от единственного, но яркого источника света (расположен слева) заставили Веласкеса подробно прописать и освещенную дыню, в руках мальчика, и пустой блестящий котелок, намеренно повернутый к свету, чтобы получилось своего рода зеркало, и миску с ножом и тенью от ножа, и руки обоих персонажей, и их такие разные лица. В центре – самое сложное, и это яйца, которые жарятся в посудине. Часть посудины затенена, и яйца тоже освещены по-разному, но написаны настолько реалистично, что можно даже понять, что левое разбито позже правого, поскольку явно меньше прожарено.

Впрочем, мы напрасно сказали, что композиция и сложное для передачи освещение заставили Веласкеса создать это чудо реализма. Конечно же, он намеренно именно так расположил персонажей, кухонную утварь и источник света, чтобы бросить самому себе вызов, принять этот вызов и ответить на него. Юный Диего рвался к вершинам мастерства, понимая, что только после этого к нему придут и деньги, и слава. Он осознавал свой талант и не ошибся.

Больше того, Веласкес сделал осознанный выбор в пользу изображения не того, что красиво, а того, что неприятно на вид или даже отвратительно. Единственное, дошедшее до нас высказывание этого великого художника, именно об этом: «Предпочитаю быть лучшим в изображении уродства, а не вторым в изображении красоты».

Не секрет, что при дворе Веласкесу пришлось аккуратно приукрашивать изображаемых им Габсбургов, но делать это настолько тактично и окружать персонажей такими реалистическими подробностями, чтобы в итоге нельзя было упрекнуть ни его, ни заказчиков в намеренном искажении внешности королей и инфант. Это и есть то, что вошло в эстетику и историю как метод Веласкеса.

Ну а мы пока рассмотрим бытовую картину, и не забудем, что ее написал 19-летний паренек.

Иллюстрация 1: Диего Веласкес. Старуха, жарящая яйца. 1618. Масло, холст. 100,5х119,5 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. Источник иллюстрации: Викимедиа.