Воспитательница. 2018, США, 96 мин., реж. Сара Коланджело
На Каннском кинофестивале прогремела израильская картина Надава Лапида «Воспитательница» о разных точках зрения на степень уместного контакта между воспитателем и ребёнком. И если в изначальной версии главная героиня определённо неприятный персонаж, недочеловек настолько, что во многих кадрах и постере её голова обрезана, мы видим только мальчика, то с американским ремейком всё не так однозначно.
Мэгги Джилленхол не просто сыграла главную роль, но и спродюсировала фильм, переосмыслив образ воспитательницы в детском саду. Её героиня Лиза работает там полжизни, а ей сорок лет и за плечами вполне счастливый брак, двое детей-подростков и неуёмная страсть к поэзии. Она даже посещает уроки поэтического творчества, где её стихотворения не жалуют однокурсники и преподаватель (Гаэль Гарсия Берналь). Лиза замечает, как один из её воспитанников набалтывает стихи и становится одержима идеей развития в нём поэтического дара. Материалистическая культура, в которой мы живём, не поддерживает искусство и талант, ни у кого нет места для поэзии, по её мнению. Даже с мужем разговоры звучат комично. Когда она зачитывает своё вымученное хокку про белый крокус, пронзающий бетон, он недоуменно переспрашивает: «Это как бы цветы у бассейна?»
Будучи крайне одинокой и подавленной, растерявшей свои таланты, Лиза реагирует более чем резво на пятилетнего мальчика Джимми, бойко складывающего рифмы. Где-то в мечтах уже сложилась перспектива издания сборника одарённого вундеркинда, Лиза мчит на всех порах на север к вдохновляющим лесам и озёрам. Выкрав из садика мальчика. А Джимми перепугался, глупый мальчуган, и вызвал полицию. «Джимми, этот мир тебя сотрёт. Через пару лет ты станешь тенью, как я». Его относят в полицейскую машину, чтобы отвезти домой. Джимми кричит о том, что у него родился новый стих. Только до этого уже никому нет дела.
У Лизы браслет в форме обнимающих рук на запястье. Она эксцентрична и будто сама готова обнять весь мир, человек тактильный. Много прикасается к детям в своей семье, в детском саду, обнимает на прощание незнакомого по сути мужчину – дядю Джимми, когда уговаривала его привлечь внимание к поэтическим талантам племянника. Современный зритель, настроенный априори скептически по отношению к взрослым, проявляющим интерес к детям, ждёт подвоха. Однако «Охотник» Томаса Винтерберга, вышедший шестью годами ранее, должен был воспитать большую проницательность к вопросу. Там герой Мадса Миккельсена – оговорённый воспитатель в детском саду, абсолютная жертва людского предубеждения.
Кажется, «культурный атташе ООН», как её озлобленно называет дочь, Лиза тронулась умом. Тем не менее, Мэгги Джилленхол в интервью объясняет, что её героиня не сумасшедшая. А мальчик не одарённый.
__________________________________________________________________________________________
Не забудьте о нашей подборке фильмов про педагогическую братию, которая присматривает за вашими детьми.
Подписывайтесь на канал FILMHUSET, ставьте лайки/делайте репосты, это продлевает ему жизнь. Спасибо за внимание!