Традиционно в декабре LIVING подводит архитектурные итоги года. Мы собираем экспертов и обсуждаем внешний вид самых ярких жилых новостроек Петербурга. Ярких в любой коннотации – и в положительной, и в отрицательной. Вместе с архитектором Александром Стругачом мы выбрали такие дома и попросили высказать своё мнение о них журналиста Дмитрия Ратникова, который внимательно следит за изменениями облика города, и художницу и урбанистку Наталию Лень.
- «Русский дом» в Басковом переулке от «Группы ЛСР»
Александр Стругач, генеральный директор Simmetria Architectural Bureau: «Русский дом» от компании «ЛСР», возведённый по проекту фирмы Евгения Герасимова в Басковом переулке, стал одним из главных архитектурных открытий этого года. Необычные «вычурные» фасады здания привлекли к объекту внимание даже тех людей, которые не очень интересуются архитектурой. «Русский дом» — это новая версия эклектики, это уже не постмодернистская ироничная игра в стиле Майкла Грейвза и Альдо Росси, которой Герасимов увлекался в 1990–2000-е годы, а более серьёзная и внимательная работа с деталями и пластикой фасада. В то же время, это более последовательно обращение к историческим мотивам. Надо заметить, что в отличие от многих новейших неуклюжих попыток стилизовать исторические мотивы, здесь присутствует определённое чувство такта и соразмерности, близкое к новой европейской архитектуре. Это несомненное достоинство данного проекта.
Дмитрий Ратников, редактор градостроительно-краеведческого портала «Канонер»:
«Дом в Басковом переулке, на мой взгляд, - один из лучших примеров новостроек в центре. Это редкий случай, когда фасад хочется рассматривать. Выбранная высота не подавляет окружающую историческую застройку, а созданный курдонер визуально расширяет не очень широкой Басков переулок. Другое дело, что из-за вероятной спешки не удалось грамотно оформить фасады этого курдонера: они не гармоничны. Исправить ситуацию могли бы деревья.
Александр Стругач, генеральный директор Simmetria Architectural Bureau
«Жилой дом на 18 линии Васильевского острова, построенный по проекту финских архитекторов под руководством Юкки Тикканена, отличается некоторой грубостью в деталях, отсутствием гармонии в пропорциях фасадных членений, плоскостным характером и чрезмерно яркой окраской. Фасад, по замыслу, как бы скомпонованный из нескольких разных домов, выглядит излишне механистическим — приём явно не идёт на пользу общей композиции».
Дмитрий Ратников:
«Дом на 18-й линии, разбитый на четыре разных фасада, представляют собой типичный пример, когда отсутствие мастерства и навыков у их авторов не удается даже приблизиться к исторической архитектуре. Это бездарные пародии на старинные дома.
Александр Стругач:
«Дом, построенный на Петроградской стороне на улице Рентгена у бассейна «Петроградец» отличается отсутствием выразительной и точной пластики. Массивный объём, несмотря на наличие карнизов, пилястр и ряда других деталей всё же не дотягивает до высокого уровня качества».
Дмитрий Ратников:
«Про дом на улице Рентгена могу сказать тоже самое, что и про жилой комплекс на 18-й линии».
Александр Стругач:
«Жилой комплекс «Мендельсон», выстроенный на части территории бывшей фабрики «Красное знамя» по проекту компании Евгения Подгорнова, навсегда изменил облик одного из ценнейших индустриальных ансамблей эпохи авангарда. Сам по себе дом, нарисованный с известным тактом и вниманием к пропорциям, явно проигрывает в соседстве со сверхэкспрессивным объёмом ТЭЦ Эриха Мендельсона. Землистая мрачная цветовая гамма только усугубляет это впечатление».
Дмитрий Ратников:
«Дом на Корпусной, на мой взгляд, - самое красивое здание, построенное в этом году в Петербурге. Меня сильно удивило, что читатели «Канонера» - люди с самыми разными взглядами на архитектуру - не написали ни одного негативного комментария. Такого не было никогда. Несправедливо, что градозащитники критиковали сам факт строительства, - Колтовская слобода настолько беспорядочный в архитектурном смысле район, что испортить его могут только высотки, как это произошло в случае с окрестностями Смоленской улицы».
Александр Стругач:
«Архитектура крупного жилого комплекса, появившегося у Моста Императора Петра Великого, к сожалению, оказалась далеко не так хороша, как задумывалась изначально. Амбициозный проект должен был завершить ансамбль предмостовой площади и сформировать фасад Тульской улицы. Концепция была разработана в мастерской известного испанского архитектора Рикардо Бофилла. Реализованный объект очень далёк по архитектурным достоинствам и качеству исполнения от вещей самого Бофилла 1970–90-х годов. А уж в сравнении с соседними домами поздней сталинской архитектуры — и тем более смотрится очень невнятно. На фоне явно завышенных ожиданий от этого проекта — результат оказался совершенно не впечатляющим».
Дмитрий Ратников:
«Жилой дом на Тульской улице – просто безобразие, а не архитектуры. Отвратительный фасад в очень ответственном месте – на съезде с Большеохтинского моста. Работы Бофилла в Петербурге ужасны: что на Новгородской улице, что на Суздальском шоссе. Не знаю, зачем девелоперы с ним сотрудничают».
Александр Стругач:
«Жилой комплекс из пяти корпусов со звёздами на улице Жукова, построенный компанией Игоря Водопьянова, можно отнести к числу явно удачных проектов. Комплекс продолжает серию качественных объектов холдинга «Теорема». Как и большая часть предыдущих, офисных объектов, эта жилая группа разрабатывалась на основе архитектурной концепции выдающегося современного архитектора Сергея Чобана. Дома получились интеллигентными и очень аккуратными. Приятно радуют пропорции фасадных элементов и цветовое решение».
Дмитрий Ратников:
«Пять высоток на улице Жукова – это примерно то, какими хочется видеть спальные районы. Градостроительно интересное решение, запоминающиеся фасады, аккуратная отделка. Плюсами служат зелень сквера Безбородко и Полюстровские пруды».
ЖК «Самоцветы» от «ЛенСпецСМУ» и ЖК «Паруса» от «Группа ЛСР»
Александр Стругач:
«Два жилых комплекса, получивших фасады преимущественно из стекла, — дом у моста Бетанкура на Уральской улице и жилой комплекс на Балтийском бульваре — больше похожи на офисные здания, чем на жилые дома. Эти постройки наглядно демонстрируют, что архитектура жилого здания нуждается в более сложном фасадном решении, подразумевающем разработку наличников оконных проёмов, включение деталей и декоративных вставок, металлодекора и микропластики. Полностью стеклянный гладкий фасад напротив ассоциируется в большей степени с безликой конторской архитектурой, не создающей уюта, характеризующего жилую среду».
Дмитрий Ратников:
«ЖК «Самоцветы» на съезде с моста Бетанкура выглядят, будто это советский заводский заводской корпус, зашитый керамогранитом. Подход примитивный. Дом от «ЛСР» - просто обычный «спальный» дом. Никаких «парусов» на его фасаде не видно, это пыль в глаза, а не дизайн».
ЖК «Атлант» на углу улиц Мира и Котовского от компании «Коннолахтинский 55»
Александр Стругач:
«Построенный на углу улиц Мира и Котовского жилой комплекс, состоящий из воссозданного доходного дома в стиле модерн и пристроенной к нему пластины прямоугольных очертаний, смотрится очень странно. Фасад по улице Котовского напоминает серые официозные советские постройки 1970-х гг., которые облицовывались доломитом-ракушечником. Сочетание воссозданного старого здания и новой пристройки выглядит случайным и абсолютно лишено гармонии. На фоне этого объекта особенно выигрывает недавно возведённый по проекту «Интерколумниума» Евгения Подгорнова дом на противоположной стороне улицы Мира, получивший оригинальную форму плана и усложнённую пластику фасадов.
Дмитрий Ратников:
«Дом на углу улиц Мира и Котовского – попытка огромной ядовитой слюной плюнуть на историческую застройку. Поскольку его защищал весь Союз архитекторов, это может говорить об уровне современных проектировщиков».
Наталия Лень (художница, архитектор, урбанистка): «Вокруг всех домов возникает желание улучшить среду»
«Саму архитектуру домов комментировать сложно, так как в любой постройке можно найти много плюсов и много минусов, а в данном случае – дома уже стоят. Но абсолютно точно возникает желание улучшить среду вокруг них, и это задача застройщика. Хочется, чтобы благоустройство не заканчивалось на детской площадке. Например, вокруг длинного дома сложной конфигурации можно придумать цветные дорожки для бега, для роликов или самокатов. Идеально, если они будут пролегать от подъезда до школы или до метро, бассейна – фантазия здесь безгранична, всё зависит от потребностей жителей. Мечтаю, что скоро в нашем городе будет процветать во всех смыслах идея вертикального озеленения. Или такая простая мелочь, как нумерация подъездов, может быть стильной деталью в оформлении фасада, которая не только дополняет архитектуру здания, а помогает сориентироваться человеку, особенно гостю, который обходит 20 подъездов, прежде, чем найти нужный. Комфортное жилье не заключается только в квадратных метрах, в высоте потолка, в виде из окна, важно, что ты видишь, выходя из своей квартиры и что ты чувствуешь, глядя вокруг».