168,4K подписчиков

Об опере «Один день Ивана Денисовича»

768 прочитали
К столетию Солженицына в Большом театре, на камерной сцене имени Покровского поставили оперу «Один день Ивана Денисовича».

К столетию Солженицына в Большом театре, на камерной сцене имени Покровского поставили оперу «Один день Ивана Денисовича». Первая постановка этого спектакля была в 2009 году в Пермском театре оперы и балета.

Вот так подумаешь: «Иван Денисович» – опера. А потом соображаешь, ведь знаменитая концовка...

«Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось...»

Это же драматический тенор. У Солженицына это авторский текст, но здесь главный герой Иван Денисович Шухов – пропевает сам.

Дирижером-постановщиком спектакля выступил Игнат Солженицын – сын писателя, пианист и дирижер, дирижер Филадельфийского камерного оркестра и главный приглашенный дирижер Московского симфонического оркестра. Я поговорил с ним про операгеничность, про подходящесть для оперных подмостков малой прозы Александра Солженицына.

Игнат Солженицын: «Что касается «Матрениного двора», то это действительно очевидно, что это так, мне так кажется. И потом, я с самого детства слышал о том, что должна была быть у Дмитрия Дмитриевича Шостаковича такая опера. Он собирался ее писать, но вот не написал. Может быть, ее и нет еще, потому что собирался писать Шостакович и никто не смеет после него пытаться, но вообще я думаю, что попытаться надо – и может быть, когда-нибудь будет.

А «Иван Денисович» – теперь ясно, что он для оперы отлично подходит. Но я думаю, что когда его создатели Александр Чайковский и Георгий Исаакян, которые вместе создали либретто, думали об этом впервые, они сами не были в этом абсолютно уверены, что можно прочесть Исаакяна и Солженицына.

В приличной опере главный герой должен быть – тенор, но, конечно, исключений очень много. В этом смысле, я думаю, даже приятна некая узнаваемость такого опорного оперного начала в опере, которая совсем нестандартна и по теме, и по инструментовке, и по составу голосов; женщин в этой опере почти нет, потому что где им быть в мужском лагере? У Солженицына их нет в рассказе. Но вот такая оперная точка, что Шухов – это тенор, она есть»

На самом деле женский вокал в оперу тоже ввели. Там хор, исполняющий зековский словарь, смешанный, что, мол, в женских лагерях все то же самое. И переписка Ивана Денисовича с женой на два голоса, а не пересказ одного Ивана Денисовича, как в повести.