219 подписчиков

Путевые заметки Алексея Киселева

 Читатели «Знамени труда» проделали большой путь вместе с Алексеем Киселевым. Его путевые заметки «от Альметьевска до Уральских гор» мы начали публиковать 16 ноября.


Читатели «Знамени труда» проделали большой путь вместе с Алексеем Киселевым. Его путевые заметки «от Альметьевска до Уральских гор» мы начали публиковать 16 ноября. Сегодня – заключительная часть путешествия. Алексей рассказывает, как он добирается домой.

■ 12-й день пути. Ночь была холоднее прежних. Постоянно просыпался из-за этого. Вылез из палатки в туалет, а над озером – туман. Зловеще. Проснулся от прокуренных, хриплых голосов рыбаков. Поприветствовали друг друга. Пока я готовил завтрак, они спустили лодки на воду.

Подпишитесь на наш канал - zen.yandex.ru

В 9:00 я начал свой осторожный путь. Когда на подъеме дороги автомобильное движение остановили и навстречу тоже никто не ехал, я услышал треск кустов справа и разглядел олененка (или кто в этих краях водится, без рогов, на вид как Бэмби). Хотел сфотографировать, но олененок убежал в лес. Это событие слегка сняло напряжение от подъема. Когда взобрался, все, что мне оставалось делать, чтобы добраться до Златоуста, это вовремя тормозить. Все-таки еду с одними передними тормозами.

В 13:00 я въезжал в город. Остановился у первой попавшейся остановки. Интернет здесь был хороший. Взялся за поиски мастера, который заменит спицы и исправит «восьмерку». Разбирался не меньше часа. Когда собрался ехать, глянул вниз, на город, а там ливень. Решил переждать. Забежал в магазин, купил пирожков. С большим аппетитом, запивая чаем, съел их. Как раз закончился ливень, и я, одетый в футболку, толстовку, пуховую жилетку и водонепроницаемую куртку, двинулся на поиски подходящих спиц.

В течение двух часов накатал по городу не менее 15 километров. Спицы нашел, но в сервис-центре был уже в 16:00. Захожу к мастерам, говорю: так и так, я собрался на Таганай идти, велосипед вы мне все равно раньше чем завтра не почините. Разрешите я и велорюкзак оставлю? Сначала сказали, что нельзя. Но один из сотрудников по имени Алексей, тезка, сжалился, говорит: «Если что, скажем, клиент велик вместе с рюкзаком оставил, так что иди спокойно». Меня дважды уговаривать не надо, снял коврик с палаткой, достал из рюкзака нужное – и вперед в сторону парка.

Поймал маршрутку и примерно в 17:15 уже был у входа в национальный парк «Таганай». Зарегистрировался, заплатил 100 рублей и отправился на тропу, до первой стоянки. В 18:00 начал выставлять лагерь. Когда все было готово, решил искупаться. Иногда делаю фотки с собой в главной роли. Выставил таймер, разделся перед этим до трусов. Щелк – и побежал в центр речки делать вид, что моюсь. А вода ледяная, горная, кристально чистая, дно каменистое. Пока добежал до места, где надо позировать, чуть ноги себе не переломал. Вроде пару фоток сделал. Умылся, быстро вытерся и бегом в палатку надевать все чистое. Какой же это все-таки кайф! Приготовил ужин, сделал запись в дневнике и – спать.

■ 14-й день пути. Наконец-то ночью было тепло. Я отлично выспался. В 6:40 выглянул из палатки, а там туман спускается с гор и стелется между деревьев. Ночью был дождь, так что я даже не пытался развести костер, чтобы приготовить завтрак. До Златоуста не очень-то далеко, так что и голодный дотерплю, к тому же есть семечки в дорогу. Но все, что я успел, это сложить спальник. Снова пошел дождь. Час провалялся голодный в палатке.

Посмотрел прогноз погоды. С 11:00 в Златоусте обещают приличный дождь, и так до 14:00. Я же не могу столько времени лежать голодный в палатке, пусть накрапывает, надо собираться. В 8:30 я шел по тропе. Палатка, как всегда, мокрая. Не знаю, когда ее просушу. Навстречу иногда идут люди. Их тоже погода не останавливает. Идти было легко, так что в 10:30 я был у выхода из парка. Отметился в регистрации, что вернулся, и потопал дальше в поисках столовки. Как и всегда, грустно уходить из таких красивых мест, остался бы еще на пару дней, как поется в песне Леонида Васюковича:

«Куда б ни завели меня дороги,

Пусть в самый на Земле

далекий край,

Я все равно вернусь в твои чертоги,

Мой сказочный, былинный Таганай».

Но мне надо двигать дальше. Я хочу побывать еще много где. Даже на самом Урале есть места, куда стоит сходить. Так что прощай, Таганай! Горы закрыты облаками – не полюбоваться. Снова локация пройдена и закрыта.

В 11:00 сидел в прекрасной столовой, где мы с семьей останавливались несколько лет назад. Дешево и сердито. От души наелся и поехал в сторону торгового центра за своим двухколесным другом. Дождя так и не было, наоборот, солнце вышло. Алексей как раз заканчивал работу над моим велосипедом. В итоге заменил 4 спицы, исправил восьмерку, настроил тормоза, почистил задние звездочки. Наверняка еще и задний переключатель настроил. И взял как за замену одной спицы 150 рублей со словами: «Тебе еще пригодятся деньги». Снова мне попался хороший человек. Разговорились, оказалось, Алексей был на Ямантау. Ходил туда с друзьями, но они подходили к горе с другой стороны, не с той, с которой планирую я. Потратили они на это 5 дней. Я снова решаюсь рискнуть взойти на нее, хотя ночью определился для себя, что оно того не стоит.

Примерно в 13:30 я выехал из Златоуста и двинулся в направлении Миасса, где должен был свернуть на Белорецк. До Миасса добрался в 15:30. Дорога вела в основном вниз. Похоже, я спускаюсь с другой стороны Уральских гор на равнины. Ехать одно удовольствие, никаких затяжных подъемов, знай себе крути педали и вовремя пополняй водный баланс в организме. Машин почти нет – вообще красота. Со всех сторон поля, а вдалеке виднеются горы. Один минус: стало как-то неуютно, что еду не среди гор и лесов, а на открытой местности. Полно пастбищ. Коровы забавные, совсем как люди. На машины ноль реакции, зато, когда я проезжаю, отвлекаются от поедания травы и провожают непонимающим взглядом. Ближе к вечеру свернул с дороги в поисках места для ночлега и попал в рай: сплошные кусты облепихи и малины. Бросил бы все и навалился на малину. Обожаю ее, а за это лето всего пару раз ел. Но сперва нужно выставить палатку. Нашел укромное место и подготовил все ко сну. Сегодня буду спать в малиннике. Ну а теперь можно и на ягоды наброситься. Крупные, кисло-сладкие, прям как я люблю, хоть ужина не готовь. Но, несмотря на полное пузо, взялся приготовить нормальный ужин. Дальше по накатанной: умыться, записать в дневник, что сегодня происходило, и спать.

 Читатели «Знамени труда» проделали большой путь вместе с Алексеем Киселевым. Его путевые заметки «от Альметьевска до Уральских гор» мы начали публиковать 16 ноября.-2

■ 15-й день пути. Хоть и решил идти на Ямантау, вечером состоялся разговор с человеком, который всегда оказывается прав. Решил: если он скажет мне не идти, то и не пойду. Итог – самая высокая точка Южного Урала отменяется. Грустно и обидно, конечно, но в то же время какое-то облегчение. Теперь не надо из-за этого переживать и надеяться на удачу, и так мне достаточно везло в этом путешествии. Моей следующей целью становится дом. С этого момента я двигаюсь прямиком в его сторону. Но для этого нужно будет снова перевалить через Урал, добраться до Уфы, а уже оттуда останутся считанные дни.

Проснулся в 6:00. День начался как надо. Уже светит солнышко. Снял верхний тент с палатки, чтобы он немного просох. Поставил кипятиться воду, а сам пошел набрать малины, чтобы добавить в чай. Засыпал ее в кипяток и впервые за путешествие достал сахар, который катается со мной от самого дома. Так чай с малиной будет просто идеален. С утра солнце не такое горячее. Не дождавшись, когда палатка окончательно просушится, начал собираться в дорогу. В 8:30 был в пути. Не проехал и получаса, как тучи стали закрывать солнце, а чуть погодя начал накрапывать дождь. И так я ехал до 13:00. То мокро, то сухо, то жарко, то холодно, ветер дует в лицо, дорога скучная до невозможности, повсюду поля, только по правую сторону виднеются горы. Хоть и еду по равнине, она постепенно набирает высоту, а может, так только кажется из-за встречного ветра, который сильно мешает и заставляет ехать в постоянном напряжении. Иногда напеваю песни, чтобы как-то разбавить однообразную пасмурную дорогу. Одним словом, настроения совсем нет. Но в голове звучит: «Хочу домой!», а значит – крутим педали. Единственное, что имело значение, это то, что до обеда я ехал по Азии. Это понял, когда доехал до моста, по одну сторону которого был столб «Европа», а по другую – «Азия».

К 13:00 добрался до деревни Учалы рядом с городом с таким же названием. Остановился у магазина, чтобы докупить продуктов. На входе стояли два алкаша. Один из них прошел за мной внутрь. Подошел ко мне. Ну, думаю, сейчас будет деньги просить. Мой ровесник, может, чуть старше, худющий, половины зубов уже нет. А он смотрит на меня, улыбается и протягивает 50 рублей. Говорит, что мне они нужнее. Попытался отказаться, но от пьяного проще принять.

Зовут его Влад, и ему самому нравятся путешествия, но вот никак у него не получается вырваться. На прощание посмотрел на меня в полном обмундировании под дождь, мотнул головой,

ухмыльнулся, что-то вроде: «Вот ведь дает!» и ушел. Жалко таких людей, вряд ли у него что-то изменится в жизни. А ведь для путешествия не надо много денег, главное желание. Есть автостоп. Так можно добраться куда угодно и гораздо быстрее, чем на велосипеде. А раз на пиво денег хватает, то и на еду бы хватило. Но это его жизнь, а мне нужно двигаться дальше.

Дождь разыгрался не на шутку, и это явно надолго. Но я не собираюсь ждать его окончания, я еду домой, плевать на погоду. Пока ехал под дождем, впервые грохнулся с велика. Съехал на обочину, чтобы пропустить фуру, а когда попытался вернуться на дорогу, колеса заскользили и велосипед начал заваливаться. Хорошо, что сзади машин не было. Удалось соскочить с велика на ноги. Вообще, такая погода меня только подстегивает, я на нее начинаю злиться и дразниться. «Дождь, старайся лучше, я все еще двигаюсь вперед, не заставишь меня остановиться!»

Хорошо, что решил ехать несмотря на дождь. Я двигался перпендикулярно движению туч и через два часа выехал из зоны осадков. Случилась еще одна неприятность. Снова лопнула спица. И ведь на ровном асфальте. Решил не искать мастеров в Белорецке, а дотерпеть до Уфы. Одна спица, это еще не так опасно, хотя и неприятный звоночек. Место для ночлега нашел в березовой роще. Поел, в темпе вальса умылся, обдуваемый холодным ветром, и завалился в палатку. Вот такой непростой, но довольно скучный день. Зато проехал больше 100 километров.

■ 16-й день пути. Пока ехал до Белорецка, страдал. Погода по-прежнему не балует. Останавливаться и что-то фотографировать не хочется. Солнце почти не выходит из-за туч. Выехал в 9:00. Первые часа три попеременно моросил дождь. Вчерашние 100 км, конечно, сказываются. Ехать тяжело, ноги напрягать не хочется, спина и плечи болят, да еще и постоянный встречный ветер. Ехать против ветра в гору еще тяжелее. Даже если едешь по небольшому уклону вниз, ощущение, что вверх. Каждый километр дается с боем. Хотя скучная равнина постепенно начинает переходить в холмы – уже разнообразие какое-то.

В Башкирии субботник. Вдоль дорог женщины собирают мусор. Люди приветливые, машут мне руками, здороваются, и я в ответ. Забавно, но легче от этого не становится. В 13:30, вымотанный, доехал до Белорецка. До Уфы отсюда 260 км, дай бог за 3 дня уложиться. На фоне гор город кажется незначительным, но выглядит необычно, и это подкупает. На Урале все города такие.

Остановился у магазина пополнить запасы продуктов. Загрузил все в велорюкзак и тут: БАХ! Еще одна спица лопнула. Всего-то 3 литра воды взял и даже сам на велик не сел, а спица не выдержала. Видимо, все уже нужно менять. Тут уже «восьмерка» стала приличная. Снова предстоит ехать по горам без задних тормозов. Так домой хочется! Решил, что пока колесо не касается рамы, буду ехать, но если не дотяну, попробую сам вставить спицы. Две штуки у меня есть, а недостающие в случае чего перекину с переднего колеса, на него нет такой нагрузки. Времени на такой ремонт уйдет уйма, хотя бы потому что я этого не делал ни разу, но там уже выбора не останется. Пообедал в кафешке и в 15:00 двинулся в путь. От Белорецка начинается горная дорога с затяжными подъемами и спусками. Надеюсь, завтра удастся окончательно проскочить Урал. Проехал отметку в 229 км до Уфы, спустя еще несколько километров тормознул на ночь.

■ 17-й день пути. Снова весь день пасмурно. Едешь в гору, видишь, что впереди ее заволокло белой пеленой, и в какой-то момент чувствуешь, что едешь в воде. Появляется то морось, то дождь. Стоит остановиться – начинаешь замерзать, едешь в гору – потеешь. На спусках и остановках надевал куртку и перчатки, а в подъемы – снимал. Такая чехарда весь день. Но я на удивление хорошо себя чувствую, и встречный ветер не мешает, так что продвигаюсь уверенно. Вот проезжаю поворот в сторону Ямантау. Наверное, хорошо, что не пойду на ее восхождение. Не похоже, что погода в ближайшее время изменится. Значит, добираться до нее будет еще неприятнее и тяжелее, чем ехать на велосипеде, и не факт, что с вершины будет что-то видно.

В обед добрался до Инзера. Перекусил в кафе – и в путь. Выехал в 13:30. Сомневался, успею ли до вечера спуститься с гор. Для этого мне за день нужно проехать больше 100 километров по такой непростой местности.

Через несколько километров после Инзера пришлось ехать вдоль какой-то небольшой реки против течения, а значит –постоянно в гору. Непонятно, сколько это будет продолжаться. Скорость иногда падает до человеческого шага, но я уже из принципа не иду пешком, должен добить этот подъем верхом на велосипеде. Ноги горят, спина тоже, руки напрягаются. Однако на многокилометровом спуске я уже не кручу педали.

Сегодня впервые заметил, что листья деревьев начали желтеть. Интересно, это только здесь или внизу тоже? В любом случае вовремя возвращаюсь домой. БАХ! Еще одна спица не выдержала. Колесо едва не касается рамы. Пока этого не случится, можно ехать. Но с каждой лопнувшей спицей я напрягаюсь и нервничаю. До Уфы еще два дня. Мужик, держись! Это я велику. Поворачиваю за очередной поворот и вижу впереди голубое небо. Солнце выглянуло. Воздух стал теплее. Радуюсь. Почти спустился с гор, немного осталось. Пора искать место под ночлег, но оно никак не попадается. И хорошо. Впереди две горы, а между ними дорога. Проскакиваю и нахожу равнину. Наконец и подходящая лесопосадка. Оборачиваюсь назад. Над горами как были тучи, так и остались. Смотрю в направлении дома. ■

18-й день пути. В 7:30 я уже в пути. Первые 10 км ехал довольно неплохо, но на протяжении следующих 30 км лопаются остальные спицы – всего шесть. Решаю попробовать починить, но у меня нет нужного ключа. Иду в ближайшую деревню. Выходит навстречу дед, который, видимо, только наполовину меня понимает, татарин. Благо его сын вышел, дал мне ключ и плоскогубцы. Но не знаю, что делать. Гайку-то открутил, но она держит сердечник, на котором крутится колесо, а звездочкам хоть бы хны. Не понимаю, как их снять. Звоню Алексею из Златоуста, объясняю ситуацию. Оказалось, что ту гайку, которую я открутил, вообще не надо было трогать. Звездочки держатся за счет другой детали, плоской, выглядит как одно целое с ними. Мне удается вставить только одну спицу. Кое-как ее зафиксировал. Хоть какую-то дополнительную прочность колесу придал, но «восьмерку» этим не исправить.

Водружаю велорюкзак на велик и, молясь, еду дальше. Впереди еще 60 км. Еду, меня мотает вверх, вниз, влево, вправо. Деваться некуда, сколько протяну, столько протяну. Осталось не так уж и много, если что, и пешком доволоку. В 12:00 решаю перекусить и позвонить в уфимский сервис. Визитку я у них еще в прошлый раз взял, когда 2 недели назад там чинился. Обалдеть, 2 недели уже по горам катаюсь! Трубку поднимает Никита. Отлично, если успею до 16:00, то меня и сегодня починят, тогда все успею. Только бы спицы выдержали. До Уфы всего-то 40 км.

Я из себя и из велосипеда выжимал все соки. Было ощущение, что от переутомления голова кружится. Лопнула четвертая спица за сегодня. Теперь снова нет шести, но колесо держится и не касается рамы, а значит – едем. В 14:15 я в городе. Захожу в мастерскую, знакомые лица. Никита – мой спаситель, как я ему рад! Ставлю телефон на зарядку, а сам иду обедать. На обратном пути покупаю арбуз, какой-никакой подарок Никите. Второй раз меня спасает, хоть это и его работа.

Не знаю, как пройдет дорога до дома, но после всего этого у велосипеда точно можно будет менять все спицы. Настолько они износились, что, как показал Белорецк, могут лопнуть даже когда велик стоит на месте. Возвращаюсь к Никите, все готово, дарю арбуз, делаем фото на память и в путь. В который раз за это путешествие испытываю обалденные ощущения от езды на исправном велике. Это не передать словами. Главное, теперь мне никуда не нужно спешить. Спокойно направляюсь на выезд из города на трассу М7. Теперь я еду домой и меня не напрягают ни встречный ветер, ни ремонт дороги, ни скорость ниже 15 км/ч. План на сегодня выполнен. Если все пойдет без неожиданностей, то уже через 3 дня и 300 километров буду дома.

■ 19-й день пути. С утра был туман. От места ночлега даже дороги не видел (а это метров 100), но, пока собирался, он рассеялся. Выдвинулся в 8:00. Первые 60 км были скучнейшие. Ехал по М7, развлекал себя песнями. Дорога отличная, четырехполосная, у меня была собственная полоса шириной в метр. В отличие от М5 не переживал за проезжающие фуры, но все 60 км тянется равнина, только один раз был более-менее нормальный подъем и спуск.

Пока ехал, закралась шальная мысль. Что если доехать до дома за двое суток? Каждый день по 150 км, ведь это будут крайние два дня, поэтому и потерпеть можно, а там отдохну как положено. 20 км я еще вчера проехал, пока из Уфы выезжал, уже 280 км остается. Так и решил. Остановился у святого источника воды набрать, а там люди улыбаются мне, искренне так, по-доброму, спрашивают, откуда я, куда путь держу. Когда пришло время обедать, остановился и понял, что уже устал. А проехал только 80 км, надо еще столько же преодолеть. Поел, отдохнул и воспрянул духом, будто второе дыхание открылось. Стало легко подъемы преодолевать, еще и погода улучшилась. Ехал в одной футболке и шортах.

Времени 19:00, на велокомпе 160 км, место под ночлег в 50 метрах от меня. Идеально. Цель на сегодня выполнена. Если дорога, погода и самочувствие позволят, завтра у меня будет финишная прямая. Поскорее бы уже.

■ 20-й день пути. Выехал в 7:30 по башкирскому времени. Проехал метров 200, асфальт закончился. Вчера я остановился у деревни, после которой должен быть поворот направо, уводящий на основную асфальтированную дорогу. По карте она туда и уводит, и нет никакого пути прямо. Но вот проезжаю поворот в сторону деревни, а дорога все еще идет прямо, хотя пора бы свернуть. Но ведь на карте ее нет! Может, я с масштабом ошибся? Еду дальше. Вижу впереди деревню. Казанчи. Надо было свернуть раньше. От этой деревни нет нормальной дороги. Возвращаться не хочется, проехал километров 10. Наверняка есть проселочные дороги в нужном направлении.

К счастью, пастухи встают рано. Подъезжаю к одному. Он верхом на коне. Спрашиваю, как проехать до Муслюмова. Он говорит: есть два пути. По одному придется вернуться назад, и дорога займет 40 км. Есть путь короче – 18 км. Конечно, я выбираю второй. Два с половиной часа потерял. Въезжаю в Муслюмово, смотрю на время – 8:00. Красота. Выехал в 7:30, потерял два с половиной часа, а по нашему времени – всего 30 минут. Я в родном Татарстане. На выезде из города вижу табличку «Альметьевск 75 км». Как это греет душу. Еще часа 4 – и я дома!

Началась родная дорога Альметьевск–Урсаево. Здесь знакома каждая ямка и холмик. Сколько раз я уже проезжал по этой дороге на велосипеде: в деревню и обратно. Как же я устал. Ничего, уже меньше километра. Въезжаю в деревню, подъезжаю к нашему дому. Сил улыбаться пока нет, но я счастлив и прямо физически испытываю чувство самоудовлетворения. Я это сделал… В деревне еще никого нет. И ключей ни от калитки, ни от дома нет. Но это уже неважно. У меня в рюкзаке есть все необходимое. Позвонить маме – и можно расслабиться. Ощущение нереальности происходящего. На велокомпьютере 1560 км. Я дома…

Больше полезных новостей на нашем сайте - zt116.ru

Обязательно подпишитесь на Альметьевские Новости вFacebook,Вконтакте, Instagram, Одноклассники.