Леонардо да Винчи и секрет «Витрувианского человека».
Что здесь нарисовано?
Здесь нарисовано ровно то, что написано в названии работы — «Витрувианский человек». Но поскольку сегодня мало кто помнит, что это такое, давайте расшифруем это титулование.
Во времена Юлия Цезаря жил-был в Риме известный архитектор по имени Витрувий. Не известно, реально ли он был великим как строитель. Главная его заслуга перед историей искусства в том, что он написал «Десять книг об архитектуре»: такой огромный компендиум, куда собрал все правила, хитрости и приемчики античной архитектуры, как римской, так и древнегреческой. Дальше он умер, а книге подфартило — она уцелела! С античными книгами, особенно про точные науки, а не про про пошловатую мифологию, это не всегда случалось. В эпоху Возрождения с нее отряхнули средневековую пыль и стали использовать по прямому назначению, как инструкцию.
Плоды сего мы пожинаем до сих пор: это и московский Большой театр, и американские Капитолий с Белым домом, советские станции метро... да куча всего.
Помимо описания всяких колонн, пилястр, орнаментов и всяких финтифлюшек чисто архитектурных, Витрувий вдруг еще внезапно, между главами о циклах морозостойкости кирпичей и качестве затирки (шутка), подробно остановился на размерах и пропорциях homo sapiens. Потому что именно от человеческих пропорций и зависит комфортное пребывание внутри интерьера и ощущение от фасадов, что они красивые. Все должно быть соразмерно, тогда подсознанию приятно.
Описана вся эта система пропорций без авторских картинок, только словами. Причем так, что без стакана не разберешься: высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (24 ладони), длина руки составляет ⅖ его высоты и так далее. Выведена она была Витрувием на основе античных теорий красоты, прежде всего, канона скульптора Поликлета.
Витрувий бросил эти несколько слов, что здания должны иметь пропорции человека, а тело человека — это модель пропорции. И с вытянутыми руками и ногами тело идеально вписывается сразу в 2 идеальные геометрические фигуры — квадрат и круг.
Для людей эпохи Ренессанса, фанатевших по античным трактатам, как дети по Гарри Поттеру, это высказывание стало практически религиозным догматом, воплощением целой философии. Оно иллюстрировало тезис идеального порядка, красоты, познания эстетики с помощью разума.
Ренессансные люди, еще до Леонардо да Винчи, обсасывали это высказывание Витрувия так и эдак, пытались его нарисовать. Но получалось фигово.
Ну сами видите: не выходил каменный цветок. Не впихивался силуэт мужчины в идеальные геометрические круг и квадрат. Это была такая легендарная "теорема Ферма" для ренессансных гуманистов и художников, причем не новенькая, а классическая, потому что книгу Витрувия никогда не теряли, все Средневековье она оставалась доступной для чтения в монастырских библиотеках.
Поэтому когда Леонардо наглядно решил эту "легендарную шахматную загадку", то это вызвало, говоря языком современных журналистов, большой общественный резонанс. Среди интеллектуалов, разумеется.
Так что причины славы рисунка таковы:
Во-первых, он смог впихнуть.
Во-вторых, это просто красиво.
В-третьих, все, что делал Леонардо да Винчи вызывало большой интерес
и при его жизни. А после смерти тем более. Все, чему довелось уцелеть сквозь века, копировалось, растаскивалось на цитаты. А в наши дни — и на сувенирную продукцию.
В скобках обьясню, как именно Леонардо да Винчи смог, а другие нет. Потому что он гений. И знал, где и как передергивать и мошенничать.
Дело в том, что он на самом деле точную инструкцию Витрувия нарушил. Если следовать ей буквально, то получается какой-то мутант: слишком маленькая голова, чрезмерно большие ноги и стопы.
А Леонардо догадался, что для красоты надо расположить круг и квадрат не идеально симметрично, а сдвинув один от другого. А ноги мужчине надо растопырить, поставив на круг: таким образом они становятся на 1/14-ю короче. И вот тогда получается красота и гармония.
***
Сегодня все уже забыли о Витрувии и его пропорциях, о том, что именно восхищало первых зрителей рисунка Леонардо в этой работе. Осталось только наслаждение взгляда от того, как это красиво нарисовано. Ну а поскольку это подлинный "леонардо", то, как и все его работы, в Новейшее время эта картинка стала еще одной поп-иконой, которую лепят везде. А чем чаще тебе показывают что-либо, тем больше ты думаешь, что оно великое, такая вот магия массовой психологии. Витрувианский человек стал таким вот пародируемым логотипом.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.
Покупайте мою книгу «Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону»: там про Вавилонскую блудницу, Четырех всадников, Зверя из моря, Звезду Полынь и прочие интересные штуки, и все в картинках! Озон, Лабиринт,Читай-город.