Каким должен быть вокзал курортного города? На ум приходят грандиозные дворцы с часовыми башнями и открытыми двориками по примеру Сочи и Симферополя. Вот только кисловодский вокзал из такого представления явно выбивается. Здесь нет и намёка на монументальность, присущей вокзалам упомянутых городов; он словно является продолжением уютной, камерной атмосферы Кисловодска - отличная прелюдия к знакомству с курортом для прибывающих железной дорогой.
Так вокзал выглядит со стороны города. Место довольно бойкое не в последнюю очередь благодаря таксистам, готовым отвезти путников прямо к санаторию. А если с размещением вы заранее не определились, вам помогут специалисты курортного бюро (желтое здание справа)
Каким должен быть вокзал курортного города? На ум приходят грандиозные дворцы с часовыми башнями и открытыми двориками по примеру Сочи и Симферополя. Вот только кисловодский вокзал из такого представления явно выбивается. Здесь нет и намёка на монументальность, присущей вокзалам упомянутых городов; он словно является продолжением уютной, камерной атмосферы Кисловодска - отличная прелюдия к знакомству с курортом для прибывающих железной дорогой.
Так вокзал выглядит со стороны города. Место довольно бойкое не в последнюю очередь благодаря таксистам, готовым отвезти путников прямо к санаторию. А если с размещением вы заранее не определились, вам помогут специалисты курортного бюро (желтое здание справа)
2. Транспортную доступность обеспечивают маршрутки - в основной массе вот такие "Газельки". Правда, вокзал Кисловодска расположен в его курортной части, и на электрички местным удобнее садиться на следующей платформе, "Минутка". Ее название говорящее, когда-то она и появилась по просьбам пассажиров - поездам ввели остановку всего лишь на минутку. Там есть красивый деревянный павильон, но я его не заснял.
2. Транспортную доступность обеспечивают маршрутки - в основной массе вот такие "Газельки". Правда, вокзал Кисловодска расположен в его курортной части, и на электрички местным удобнее садиться на следующей платформе, "Минутка". Ее название говорящее, когда-то она и появилась по просьбам пассажиров - поездам ввели остановку всего лишь на минутку. Там есть красивый деревянный павильон, но я его не заснял.
3. Немного истории. В 1875 году была открыта первая линия Владикавказской железной дороги, связавшая Ростов-на-Дону с Владикавказом. Курортники прибывали на станцию Султановская (ныне - Минеральные Воды), а непосредственно до места лечения добирались на подводах. Не очень удобно, согласитесь? Почти сразу же встал вопрос о постройке ответвления на Кисловодск. В 1891-м проведены изыскания новой линии длиной 64 километра, прошедшей по довольно замысловатой траектории через все города Кавказских Минеральных Вод (Железноводск остался чуть в стороне - к нему провели соединительную ветвь в один перегон). Кисловодск стал конечной станцией III класса с одноэтажным вокзалом в "кирпичном" стиле. Отделку помещений закончили весной 1894-го.
3. Немного истории. В 1875 году была открыта первая линия Владикавказской железной дороги, связавшая Ростов-на-Дону с Владикавказом. Курортники прибывали на станцию Султановская (ныне - Минеральные Воды), а непосредственно до места лечения добирались на подводах. Не очень удобно, согласитесь? Почти сразу же встал вопрос о постройке ответвления на Кисловодск. В 1891-м проведены изыскания новой линии длиной 64 километра, прошедшей по довольно замысловатой траектории через все города Кавказских Минеральных Вод (Железноводск остался чуть в стороне - к нему провели соединительную ветвь в один перегон). Кисловодск стал конечной станцией III класса с одноэтажным вокзалом в "кирпичном" стиле. Отделку помещений закончили весной 1894-го.
4. Сбоку оно смотрится еще более выразительно! Хочется отметить фриз с выступающими квадратами и аркатурным поясом, оживляющие в общем-то простое по композиции здание.
4. Сбоку оно смотрится еще более выразительно! Хочется отметить фриз с выступающими квадратами и аркатурным поясом, оживляющие в общем-то простое по композиции здание.
5. Южнее вокзала в 1910 году на месте бывшей бакалейной лавки и подсобных помещений появилось модерновое здание столовой. Роскошное! Сегодня здесь располагается администрация станции и выставка "История железнодорожного транспорта".
5. Южнее вокзала в 1910 году на месте бывшей бакалейной лавки и подсобных помещений появилось модерновое здание столовой. Роскошное! Сегодня здесь располагается администрация станции и выставка "История железнодорожного транспорта".
6.
6.
7. На месте нынешней Привокзальной площади, у подножия Крестовой горы, располагался поворотный круг для паровозов, демонтированный после перевода линии на электротягу в 1936.
В 1970-е предлагалось всю эту красоту снести для постройки большого современного (и безликого) комплекса по примеру Пятигорска - к счастью, исторические здания удалось сохранить. Проблему расширения площадей решили возведением отдельного пригородного павильона с башней.
7. На месте нынешней Привокзальной площади, у подножия Крестовой горы, располагался поворотный круг для паровозов, демонтированный после перевода линии на электротягу в 1936.
В 1970-е предлагалось всю эту красоту снести для постройки большого современного (и безликого) комплекса по примеру Пятигорска - к счастью, исторические здания удалось сохранить. Проблему расширения площадей решили возведением отдельного пригородного павильона с башней.
8. Похоже, что я раньше не был на тупиковой пассажирской станции - вокзалы Москвы и Питера с их огромным пригородным трафиком не в счет. Здесь непривычно тихо. Замечается и отсутствие грузового движения (встречными поездами были исключительно электрички или ПДС)
8. Похоже, что я раньше не был на тупиковой пассажирской станции - вокзалы Москвы и Питера с их огромным пригородным трафиком не в счет. Здесь непривычно тихо. Замечается и отсутствие грузового движения (встречными поездами были исключительно электрички или ПДС)
9. Поездов дальнего следования тоже не так много, но в то же время нельзя сказать, что города КМВ имеют плохую транспортную связь по железной дороге - среди направлений значатся не только Москва и Санкт-Петербург, но и Адлер, Киров, Челябинск, Екатеринбург, Новокузнецк и даже далекие отсюда Тында и Иркутск (на иркутском поезде я возвращался в сторону дома, но посадку осуществлял в Ростове-на-Дону). В 2017 году запустили "Ласточки" на Краснодар и Ростов.
Больше составов станция принять физически не сможет - посмотрите, в каких стесненных условиях она возведена:
9. Поездов дальнего следования тоже не так много, но в то же время нельзя сказать, что города КМВ имеют плохую транспортную связь по железной дороге - среди направлений значатся не только Москва и Санкт-Петербург, но и Адлер, Киров, Челябинск, Екатеринбург, Новокузнецк и даже далекие отсюда Тында и Иркутск (на иркутском поезде я возвращался в сторону дома, но посадку осуществлял в Ростове-на-Дону). В 2017 году запустили "Ласточки" на Краснодар и Ростов.
Больше составов станция принять физически не сможет - посмотрите, в каких стесненных условиях она возведена:
10. Технический парк расположен вблизи платформы Минутка, из-за больших уклонов маневровую работу по перестановке составов выполняют электровозы.
Пригородное движение на КМВ всегда было очень интенсивным, не уступающим таковому в миллионниках - правда, тенденция сокращения электричек не обошла и этот регион. Помню, что в 2016 году было 24 пары - сегодня Яндекс.Электрички выдает 22. Понятно, что большая их часть следует утром и вечером (как я понял, в основном характерна трудовая миграция в Пятигорск), но все-таки часовой интервал во внепиковое время - тоже весьма неплохо.
10. Технический парк расположен вблизи платформы Минутка, из-за больших уклонов маневровую работу по перестановке составов выполняют электровозы.
Пригородное движение на КМВ всегда было очень интенсивным, не уступающим таковому в миллионниках - правда, тенденция сокращения электричек не обошла и этот регион. Помню, что в 2016 году было 24 пары - сегодня Яндекс.Электрички выдает 22. Понятно, что большая их часть следует утром и вечером (как я понял, в основном характерна трудовая миграция в Пятигорск), но все-таки часовой интервал во внепиковое время - тоже весьма неплохо.
11. Со станции видно мой корпус, в котором я жил :)
11. Со станции видно мой корпус, в котором я жил :)
12. Окрестности станции я продолжил осматривать в другой день. Как раз рано закончились процедуры, и выдалось двухчасовое "окно" перед обедом :)
Через парк филармонии прохожу по Мостику вздохов:
12. Окрестности станции я продолжил осматривать в другой день. Как раз рано закончились процедуры, и выдалось двухчасовое "окно" перед обедом :)
Через парк филармонии прохожу по Мостику вздохов:
13. На небольшом пятачке - стандартный набор аттракционов. Меня же больше всего интересовало колесо обозрения:
13. На небольшом пятачке - стандартный набор аттракционов. Меня же больше всего интересовало колесо обозрения:
14. Расположено оно очень удачно - с пригорка просматривается весь Курортный бульвар.
Главные нарзанные ванны и Пассаж со светомузыкальным фонтаном:
14. Расположено оно очень удачно - с пригорка просматривается весь Курортный бульвар.
Главные нарзанные ванны и Пассаж со светомузыкальным фонтаном:
15. Продолжу панораму по часовой стрелке: начало бульвара и почтамт
15. Продолжу панораму по часовой стрелке: начало бульвара и почтамт
16. Вид на север: выставочный зал "Кавказ" и красиво нависающий над городом Боргустанский хребет.
16. Вид на север: выставочный зал "Кавказ" и красиво нависающий над городом Боргустанский хребет.
17. Уже упомянутая "Долина Нарзанов"
17. Уже упомянутая "Долина Нарзанов"
18. И станция с филармонией, утопающие в зелени
18. И станция с филармонией, утопающие в зелени
19. Кисловодский курортный парк:
19. Кисловодский курортный парк:
20. Вот и завершили круговой обзор окрестностей. В Кисловодске - едва ли не лучшие виды с колеса обозрения из тех, на которых мне довелось прокатиться, непременно советую!
20. Вот и завершили круговой обзор окрестностей. В Кисловодске - едва ли не лучшие виды с колеса обозрения из тех, на которых мне довелось прокатиться, непременно советую!
21. Слегка обшарпанное здание ВЦ "Кавказ". Жалею, что не прошел по проспекту Победы на север. Там есть занятные примеры советской архитектуры - хотя бы здание цирка, которое я неоднократно проезжал на автобусе, но подойти к нему не сподобился.
21. Слегка обшарпанное здание ВЦ "Кавказ". Жалею, что не прошел по проспекту Победы на север. Там есть занятные примеры советской архитектуры - хотя бы здание цирка, которое я неоднократно проезжал на автобусе, но подойти к нему не сподобился.
22. Нарзанный бювет №23 на пересечении Кирова-Желябова, ближайший к моей здравнице.
22. Нарзанный бювет №23 на пересечении Кирова-Желябова, ближайший к моей здравнице.
23. Бонусом несколько фотографий санатория имени Семашко, через территорию которого я частенько ходил к вокзалу и парку.
23. Бонусом несколько фотографий санатория имени Семашко, через территорию которого я частенько ходил к вокзалу и парку.
24. Обычный советский санаторий, если не одна маленькая любопытная деталь
24. Обычный советский санаторий, если не одна маленькая любопытная деталь
25. Поезд Киев-Кисловодск после известных событий 2014-го канул в лету, а здравницу соседнее не очень дружественное государство по-прежнему содержит :)
25. Поезд Киев-Кисловодск после известных событий 2014-го канул в лету, а здравницу соседнее не очень дружественное государство по-прежнему содержит :)