На фестивале BAFTA в Лондоне был показан фильм «Белый ворон». Все, начиная с заглавных титров, было праздником – режиссер Райф Файнс, оскароносный сценарист Дэвид Хэа, в ролях Чулпан Хаматова, Равшана Куркова. А главное, что «Белый ворон» посвящен биографии Рудольфа Нуриева – танцору, чьи талант и свободолюбие до сих пор вызывают восхищение.
В «Белом вороне» рассказывается о парижских гастролях Нуриева, после которых он отказался возвращаться на родину. Двадцатитрехлетний Нуриев к этому моменту уже танцевал в Ленинграде, брал уроки у известного хореографа Александра Пушкина (в фильме его играет сам Файнс) и успел «словить звезду». Приехав в Париж, он словно почувствовал себя на свое месте среди единомышленников, горячо говорящих об искусстве и свободно разгуливающих по стриптиз-клубам и кабаре. Ни бедное прошлое, ни слабый английский, ни недостаток кругозора не помешали Рудольфу обрести друзей, крутить запретные любовные связи, вдыхать мир искусства и свободы. Дружба-флирт с богатой чилийкой Кларой Сэйнт становится решающей в судьбе советского танцора. Именно эта девушка помогает Нуриеву обрести политического убежища, когда КГБ силком пытаются вернуть танцора в Москву. Здесь, в парижском аэропорту, мы наблюдаем за главным решением, которое принимает будущая легенда.
Все события картины «Белый ворон» формируют нового Нуриева. Кажется, только за границей он понимает, зачем танцует и для чего живет. Через флэшбэки мы видим бедное детства танцора – его рождение в холодном поезде, худющая мать, ожидающая мужа с фронта, железная кровать, на которой Нуриев ютился с братьями и сестрами. Упорные уроки танцами выглядят не только, как способ самовыразиться, но больше как возможность сбежать из нищеты, уйти, хотя бы мысленно, в мир красоты и танца. Балет стал для Нуриева символом свободы, и за нее он был готов отдать всего себя. Танцор работал дни и ночи, желая стать лучше всех, точнее – чтобы убедить всех остальных, что он и есть лучший.
Главная роль досталась украинскому танцору Олегу Ивенко.
Когда Ивенко получил письмо о том, что знаменитый Рэйф Файнс разыскивает артиста балета на роль Нуриева, он не поверил и удалил письмо, как спам.
Но парня нашли и утвердили после первого же кастинга. Несмотря на то, что для него это первая роль в кино, он достойно с ней справился. По крайней мере, в заносчивость Нуриева поверилось.
Отдельного слова достойна роль учителя танцев Александра Пушкина.
«Рэйф Файнс уже наполовину русский. Ему даже в Уфе понравилось», — пошутил на показе сценарист Дэвид Хэар.
В этот миф верится не только потому, что Файнс действительно любитель русской культуры. В фильме он говорит на чистом русском. И даже если его речь вычистили консультанты, его акцент звучит приятнее, чем неграмотный русский в шпионской «Мак Мафии» или «Убивая Еву». Так что отдельное спасибо создателям «Белого ворона» за уважительное отношение к языку. Кстати, в фильме русский звучит процентов на восемьдесят. Для иностранных зрителей есть субтитры.
На встрече Райф Файнс высказал переживания по поводу проката «Белого ворона» в России. Как известно, опера Кирилла Серебренникова «Нуреев» была снята с показа прямо перед премьерой. Файнс предположил, что российская цензура не пропустила оперу из-за темы гомосексуальности.
В фильме о сексуальных предпочтениях Нуреева балета тоже говорится, но очень аккуратно.
Режиссер нашел изящное художественное решение – вместо обилия голых мужских тел (хотя в умеренных количествах они присутствуют) в «Белом вороне» Нуриев завороженно разглядывает голые статуи в Лувре.
И еще о приятных сюрпризах.
В роли танцора Юрия Соловьева — Сергей Полунин
Сергей играет соседа Нуриева и, к сожалению, не часто появляется в кадре. Я как его поклонница Полунина хотела бы, чтобы главная роль досталась ему, но Ивенко похож на Нуриева, словно срисованный. Рядом со мной в зале сидела британская бабушка. Весь фильм она всматривалась в экран, а на встрече с создателями фильма спросила меня, есть ли на сцене Полунин. «Нет, — говорю. – Полунина тут нет». «А жаль», — ответила бабушка. Мы вместе с ней из солидарности друг к другу вздохнули.
«Белый ворон» — это не ответ «Черному лебедю» Араноффски, это не фильм про балет.
Он о выборе человека жить по сердцу, а не как «прикажет партия». Сейчас, зная биографию Нуриева, мы понимаем, что то роковое решение было единственно верным. Тогда, в далеком 61-ом, быть настолько свободным и уверенным в себе было мало кому под силу. Нуриев позволял себе быть дивой с «выкидонами», но и сполна отвечал и за дурное поведение, и за грубость. Его круглосуточная работа, железная уверенность в себе и искренняя любовь к балету помогали ему выдавать сверх результат. А еще в байопике очень красиво сняты сами танцы и балет – эстеты оценят!