Найти тему
supergalieva.ru

«Белый ворон» Рэйфа Файнса

На фестивале BAFTA в Лондоне был показан фильм «Белый ворон». Все, начиная с заглавных титров, было праздником – режиссер Райф Файнс, оскароносный сценарист Дэвид Хэа, в ролях Чулпан Хаматова, Равшана Куркова. А главное, что «Белый ворон» посвящен биографии Рудольфа Нуриева – танцору, чьи талант и свободолюбие до сих пор вызывают восхищение.

Олег Ивенко в роли Нуриева
Олег Ивенко в роли Нуриева

В «Белом вороне» рассказывается о парижских гастролях Нуриева, после которых он отказался возвращаться на родину. Двадцатитрехлетний Нуриев к этому моменту уже танцевал в Ленинграде, брал уроки у известного хореографа Александра Пушкина (в фильме его играет сам Файнс) и успел «словить звезду». Приехав в Париж, он словно почувствовал себя на свое месте среди единомышленников, горячо говорящих об искусстве и свободно разгуливающих по стриптиз-клубам и кабаре. Ни бедное прошлое, ни слабый английский, ни недостаток кругозора не помешали Рудольфу обрести друзей, крутить запретные любовные связи, вдыхать мир искусства и свободы. Дружба-флирт с богатой чилийкой Кларой Сэйнт становится решающей в судьбе советского танцора. Именно эта девушка помогает Нуриеву обрести политического убежища, когда КГБ силком пытаются вернуть танцора в Москву. Здесь, в парижском аэропорту, мы наблюдаем за главным решением, которое принимает будущая легенда.

Рудольф Нуриев
Рудольф Нуриев

Все события картины «Белый ворон» формируют нового Нуриева. Кажется, только за границей он понимает, зачем танцует и для чего живет. Через флэшбэки мы видим бедное детства танцора – его рождение в холодном поезде, худющая мать, ожидающая мужа с фронта, железная кровать, на которой Нуриев ютился с братьями и сестрами. Упорные уроки танцами выглядят не только, как способ самовыразиться, но больше как возможность сбежать из нищеты, уйти, хотя бы мысленно, в мир красоты и танца. Балет стал для Нуриева  символом свободы, и за нее он был готов отдать всего себя. Танцор работал дни и ночи, желая стать лучше всех, точнее – чтобы убедить всех остальных, что он и есть лучший.

Главная роль досталась украинскому танцору Олегу Ивенко.

Когда Ивенко получил письмо о том, что знаменитый Рэйф Файнс разыскивает артиста балета на роль Нуриева, он не поверил и удалил письмо, как спам.

Но парня нашли и утвердили после первого же кастинга. Несмотря на то, что для него это первая роль в кино, он достойно с ней справился. По крайней мере, в заносчивость Нуриева поверилось.

Рудольф Нуриев
Рудольф Нуриев

Отдельного слова достойна роль учителя танцев Александра Пушкина.

«Рэйф Файнс уже наполовину русский. Ему даже в Уфе понравилось», — пошутил на показе сценарист Дэвид Хэар.

В этот миф верится не только потому, что Файнс действительно любитель русской культуры. В фильме он говорит на чистом русском. И даже если его речь вычистили консультанты, его акцент звучит приятнее, чем неграмотный русский в шпионской «Мак Мафии» или «Убивая Еву». Так что отдельное спасибо создателям «Белого ворона» за уважительное отношение к языку. Кстати, в фильме русский звучит процентов на восемьдесят. Для иностранных зрителей есть субтитры.

Рэйф Файнс представляет фильм
Рэйф Файнс представляет фильм

На встрече Райф Файнс высказал переживания по поводу проката «Белого ворона» в России. Как известно, опера Кирилла Серебренникова «Нуреев» была снята с показа прямо перед премьерой. Файнс предположил, что российская цензура не пропустила оперу из-за темы гомосексуальности.

В фильме о сексуальных предпочтениях Нуреева балета тоже говорится, но очень аккуратно.

Режиссер нашел изящное художественное решение – вместо обилия голых мужских тел (хотя в умеренных количествах они присутствуют) в «Белом вороне» Нуриев завороженно разглядывает голые статуи в Лувре.

И еще о приятных сюрпризах.

В роли танцора Юрия Соловьева — Сергей Полунин

Сергей играет соседа Нуриева и, к сожалению, не часто появляется в кадре. Я как его поклонница Полунина хотела бы, чтобы главная роль досталась ему, но Ивенко похож на Нуриева, словно срисованный. Рядом со мной в зале сидела британская бабушка. Весь фильм она всматривалась в экран, а на встрече с создателями фильма спросила меня, есть ли на сцене Полунин. «Нет, — говорю. – Полунина тут нет». «А жаль», — ответила бабушка. Мы вместе с ней из солидарности друг к другу вздохнули. 

-5

«Белый ворон» — это не ответ «Черному лебедю» Араноффски, это не фильм про балет.

Он о выборе человека жить по сердцу, а не как «прикажет партия». Сейчас, зная биографию Нуриева, мы понимаем, что то роковое решение было единственно верным. Тогда, в далеком 61-ом, быть настолько свободным и уверенным в себе было мало кому под силу. Нуриев позволял себе быть дивой с «выкидонами», но и сполна отвечал и за дурное поведение, и за грубость. Его круглосуточная работа, железная уверенность в себе и искренняя любовь к балету помогали ему выдавать сверх результат. А еще в байопике очень красиво сняты сами танцы и балет – эстеты оценят!