Найти тему
В небе и космосе

Отставал ли СССР в создании РЛС для установки на самолетах?

изображение с сайта авиару.рф
изображение с сайта авиару.рф

Как вы думаете, что установлено на "носу" ПЕ-2? Нет? Тогда давайте чуть-чуть окунемся в историю второй мировой войны. Во многих публикациях историков о второй мировой войне нередко произносится неоправданное восхваление уровня развития техники в фашисткой Германии: один из первых самолетов с турбореактивным двигателем, стационарные радиолокационные станции (РЛС) и бортовая РЛС на самолете (БРЛС). Нередко попадаются статьи о применении в годы второй мировой войны БРЛС на самолетах Англии и США. И как-то ни слова о разработке самолетных БРЛС в СССР. Так были разработаны в СССР самолетные БРЛС или нет? Не поверите, а оказывается самолетные БРЛС в Советском Союзе были построены и по своим характеристикам практически не уступали немецким, английским и американским.
В 1939 году, в Ленинградском НИИ была построена импульсная стационарная радиолокационная станция «РУС-2». Казалось бы, при чем тут стационарная РЛС и авиация? Дело в том, что
принцип построения стационарной РЛС открывает большие возможности по применению РЛС как в ВМФ, так и в авиации. Авиационными БРЛС занимался Тихомиров В.В. и первой разработкой была самолетная БРЛС «Гнейс-1». Конечно, она была несовершенной и весила 500 кг. А тут еще и начавшаяся вторая мировая война. Лаборатория ЛФТИ была эвакуирована в Свердловск. Однако, уже к концу 1941 года была сделана модернизированная БРЛС «Гнейс-2». В НИИ приступили к летным испытаниям на самолетах ПЕ-2, 3 и впоследствии на американских бомбардировщиках Douglas А-20. ПЕ-2, 3, с БРЛС «Гнейс-2», защищали ночное небо Москвы в 1942 году и участвовали в ночных боях под Сталинградом. Затем появилась модернизированная самолетная БРЛС «Гнейс-2М». Всего в Советском Союзе было выпущено 230 станций «Гнейс-2».
А вот и
сравнительные характеристики «Гнейс-2» и немецкой FuG-202 (Lichtenstein B/C):
а)
дальность обнаружения бомбардировщиков: «Гнейс-2» – 3500 м; FuG-202 — до 4000 м.
б)
точность наведения по угловым координатам: «Гнейс-2» – ±5 градусов; FuG-202 - ±2,5 градусов.
Согласитесь, что по ТТД, советская разработка спмолетной БЛРС чуть хуже немецкой, но не стоит забывать, что СССР пришлось перевозить в 1941 году все производство вглубь страны и начинать практически все заново.

Статья вас заинтересовала?

Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса!