– Колонна, проиллюстрируйте, пожалуйста, коллегам, каким образом соблюдается, или якобы соблюдается, основной принцип демократической печати: факты должны быть отсоединены от мнений. Мнений в газете «Завтра» будет предостаточно, и они будут оформлены как мнения. Но как мы докажем, что в базовых статьях приведены факты и только факты?
– Проще простого, – отозвался я. – Будем брать пример с англоязычных изданий. Когда описывают, не знаю, ну, скажем, пожар или автомобильную аварию, тогда, естественно, нельзя приводить факты без подтверждения. Поэтому в каждый текст вставляется в кавычках высказывание свидетеля: говорит простой прохожий, выразитель общественного мнения. Ставишь кавычки – любое заявление превращается в факт.
В предыдущем отзыве я призналась, что не читала «Маятник Фуко». На самом деле я вообще не читала художественные произведения Эко. Знакомство с этим автором у меня ограничивается некоторыми отдельными эссе и его перепиской с его перепиской с одним из кардиналов Римской Католической Церкви из «Пять эссе на тему этики». Так что я решила исправиться.
«Нулевой номер» это книга о газете, которая по официальной версии должна была описывать завтрашние события. По идее – целый год вся редакция газеты должна была создавать «нулевые», пилотные выпуски, показывая какой возможно будет эта газета, если журналисты и редакторы возьмутся за дело всерьез.
Коррупция, преступность, немного конспирологии и очень наглядные рассуждения о том, что нужно читателю газеты и как сформировать с помощью печатного слова «общественное мнение». Местами читать было интересно, местами забавно, но осадок от этих рассуждений весьма неприятный. Тем более что газета «Завтра» не является независимым изданием, а создана конкретным человеком под конкретные цели.
А кроме ежедневной рутины, один из журналистов проводит собственное расследование. Напрочь зависимое от личного мнения и желаний. Он расследует смерть Муссолини. И пытается доказать, что Муссолини благополучно пережил войну и, хотя все равно умер, но значительно позже. Это расследование попортило пару литров крови главному герою.
Но потом все заканчивается. Заканчивается ожидаемо туманно, но все более-менее счастливы, за исключением разве что журналиста, занимавшегося расследованием. А я не могу отделаться от мысли что стоило начать знакомство с художественными книгами Эко с какого-нибудь другого произведения. А «Нулевой номер» надо было пропустить. Не потому что я не люблю сатиру. Просто в данном конкретном случае я ничего бы не потеряла.