87 подписчиков

Короткоходная кулиса, разница во времени переключения.

1,4K прочитали

Привет всем, сегодня поговорим о такой штуке как короткоходная кулиса.
Для начала рассмотрим, что вообще такое эта кулиса и зачем она нужна в автомобиле.
Начнем с того, что само название кулиса является народным. Техническое название — тяга привода управления коробки передач, с ней жестко связан рычаг выбора передач. Многие считают что кулиса и рычаг это одно целое, однако, это не так, они лишь детали одного механизма. Далее не будем выпендриваться, и продолжим называть как все.

Если кто-то не хочет читать можно посмотреть видео, но на самом деле текстовая версия и видео взаимно дополняют друг друга.

Уже из названия становится ясно для чего она необходима:
— передача управляющего воздействия на шток выбора передач
— соединение с рычагом выбора передач в салоне
— «направляющая» в крепление рычага выбора передач к кузову

Схема привода переключения передач автомобилей ВАЗ

1 – рычаг штока выбора передач; 2 – рычаг выбора передач; 3 – картер коробки передач; 4 – картер сцепления; 5 – шток выбора передач; 6 – втулка штока; 7 – сальник штока; 8 – защитный чехол; 9 – корпус шарнира; 10 – втулка шарнира; 11 – наконечник шарнира; 12 – хомут; 13 – защитный чехол тяги; 14 – тяга привода управления коробки передач; 15 – рычаг переключения передач; 16 – обойма шаровой опоры; 17 – шаровая опора рычага переключения передач; 18 – реактивная тяга
1 – рычаг штока выбора передач; 2 – рычаг выбора передач; 3 – картер коробки передач; 4 – картер сцепления; 5 – шток выбора передач; 6 – втулка штока; 7 – сальник штока; 8 – защитный чехол; 9 – корпус шарнира; 10 – втулка шарнира; 11 – наконечник шарнира; 12 – хомут; 13 – защитный чехол тяги; 14 – тяга привода управления коробки передач; 15 – рычаг переключения передач; 16 – обойма шаровой опоры; 17 – шаровая опора рычага переключения передач; 18 – реактивная тяга

Рассмотрим устройство и принцип работы короткоходной кулисы.
На иллюстрации ниже схематически расположено перемещение рычага выбора передач при включении первой передачи из положения нейтральной передачи.

Начнем с того, что само название кулиса является народным. Техническое название — тяга привода управления коробки передач, с ней жестко связан рычаг выбора передач.-2

Точки "О" и "F" — это заводской РПП в положении нейтральной передачи. Чтобы включить первую передачу вам нужно передвинуть тягу, которая соединяется с рычагом в точке "B" — в точку "А". При этом ручка рычага переключения передач переместится в точку "Е". Чтобы сократить перемещение рычага переключения передач необходимо переместить точку его соединения с кулисой в точку "D", это позволит продвинуть тягу (кулису) на необходимое расстояние с меньшим ходом рычага. Единственный момент, это очень значительно возрастет усилие, которое необходимо для переключения передачи, чтобы скомпенсировать этот момент применяют удлинение самого рычага, главное соблюсти баланс, чтобы сократить ход и не сильно увеличить усилие.
Да, ты правильно подумал, короткоходную кулисувозможно изготовить своими руками, хотя при её стоимости этим можно заниматься только при наличии желания «позаниматься сексом» с металлом и сделать её самому.
Данная доработка чрезвычайно актуальна практически для всей линейки автомобилей ВАЗ с передним приводом.
Особенно актуальна для:
— семейство Самара, такие как 2108, 2109 и модификации
— десятое семейство, такие как 2110, 2111, 2112 и модификации
— семейство Самара 2, такие как 2113, 2114,2115 и модификации
— семейство приор при КПП без тросового привода
Автомобили семейства Калины и её «родственников» с рождения имеют более удачный в этом плане механизм, и эффект от установки короткоходной кулисы будет не таким значительным. Также на автомобилях этого семейства впервые был установлен «безлюфтовый» шарнир в народе карданчик, его без проблем можно установить вместо родного и тем самым дополнительно улучшить четкость переключения передач. Для установки карданчика в стандартную кулису его потребуется немного обрезать, короткоходные кулисы «обрезания» карданчика не требуют.

Начнем с того, что само название кулиса является народным. Техническое название — тяга привода управления коробки передач, с ней жестко связан рычаг выбора передач.-3

Некоторым людям установка карданчика отбивала желание установки короткоходки, т.к. одна его установка дает хороший бонус в четкости включения передач.
Сама установка кулисы обычно не вызывает никаких проблем и практически полностью совпадает с установкой заводской кулисы. Если ход рычага выбора передач сократить слишком сильно может перестать работать фиксатор задней передачи, шток на рычаге просто не достанет до пластины фиксатора. Езда задом при слишком коротком ходе будет теоретически возможна, но на практике при каждой необходимости движения задом будет литься поток нецензурной брани т.к. передачу потребуется удерживать вручную.

Технологические особенности, достоинства и недостатки, реальный эффект

Начнем с того, что само название кулиса является народным. Техническое название — тяга привода управления коробки передач, с ней жестко связан рычаг выбора передач.-4

Сколько реально можно сэкономить во времени разгона при установке короткоходной кулисы.
Теперь настал черёд поистине уникального материала! Огромное количество людей установившее такую кулису сделали именно для снижения времени разгона, кого-то интересует динамика до 100 км/час, а кого-то динамика на квотере. Здесь можно подметить одну маленькую особенность, человек только входящий в тюнинг в подавляющем большинстве не понимает на зачем ему этот квотер, и лишь в дальнейшем начинает оценку динамики автомобиля именно по прохождению 402 метрового участка (квотера)…
Чтобы нам определить на сколько быстрее автомобиль может поехать при установке такой кулисы нам необходимо одно из двух.
Пойти методом сравнения разгона в прямую, для этого необходимо:
— провести как минимум 3-5 разгонов до установки
— провести как минимум 3-5 разгонов после установки
— вывести среднее арифметическое время разгона до и после
— вычесть из большего меньшее
Пойти методом сравнения времени переключения передач, для этого необходимо:
— измеритель времени разгона с возможностью определить время переключения
— проанализировать как можно большее переключений до установки
— проанализировать как можно большее переключений после установки
— вывести среднее арифметическое время переключения до и после
— вычесть из большего меньшее
Метод сравнения предполагает замер до установки и после на одинаковой конфигурации без внесения дополнительных изменений, но я живой человек и как водится, могу прощёлкать этот момент и не замерить время до установки, что и произошло в этот раз. Поэтому в моём случае возможен только второй способ, благо инструмент который позволяет нам провести такое сравнение имеется и данные тоже.
Честно говоря мне второй способ более интересен изначально именно по причине того что массив данных значительно больше и как следствие растет точность результатов.
В качестве измерительного инструмента использую PerfExpert — CarOnboardDyno&Timer. Эта программа устанавливается на телефон, она позволяет измерять характеристики автомобиля, такие как его мощность, крутящий момент и время разгона. Для работы с программой не требуется никакой электронной связи с автомобилем, замеры происходят на базе акселлерометра. Их результаты представлены в виде подробных отчетов с интерактивными графиками по которым вполне возможно искать как оптимальные точки переключения, так и производить точную подстройку прошивку, но это тема отдельной записи.

Начнем с того, что само название кулиса является народным. Техническое название — тяга привода управления коробки передач, с ней жестко связан рычаг выбора передач.-5
Начнем с того, что само название кулиса является народным. Техническое название — тяга привода управления коробки передач, с ней жестко связан рычаг выбора передач.-6
Начнем с того, что само название кулиса является народным. Техническое название — тяга привода управления коробки передач, с ней жестко связан рычаг выбора передач.-7

На графиках отчетливо видно момент переключения и перемещаясь по нему можно с довольно хорошей точностью определить момент когда скорость достигла своего максимума, затем начала снижаться и опять начала расти, но уже с меньшим ускорением. Момент когда ускорение резко снижается это как раз момент выключения сцепления, момент когда ускорение из отрицательного переходит в положительное, при котором скорость начинает расти, это как раз момент включения сцепления. Исходя из разницы между моментом включения и выключения сцепления можно определить время переключения передачи. В любом разгоне имеется как минимум одно переключение, в прохождении квотера переключения как минимум два. Проанализировав довольно большой массив данных удалось определить двольно интересную особенность которая не слишком очевидна.
Итак, результаты эксперимента можно разбить на зависимость от того на сколько быстро двигаем рукой при переключении, итак:
— перемещение руки медленне чем обычно, при этом время переключения как при обычном переключении на стандартной кулисе
— сохраняем скорость перемещения руки, при этом время переключения передачи практически полностью совпадает со временем переключения в бешеном темпе на стандартной кулисе
— быстрое перемещение руки, время переключения передачи стабильно меньше на 0,1 секунды, также результаты бывают и выше, среднее время можно принять 0,15 секунды
Как результат довольно нудного изучения графиков и арифметических расчетов можно сделать вывод о том что если ваш автомобиль достигает 100 км/ч на третьей передаче вы сможете снизить время разгона на 0,3-0,45 секунды, если указанная скорость достигается на второй передаче время разгона снизится на 0,1-0,15 секунды. Много это или мало решать каждому, а на сим не прощаемся, и до новых записей)