14 февраля 1972 года на советские телеэкраны вышел многосерийный фильм "Тени исчезают в полдень". Картина сразу завоевала популярность, во многом из-за простого жизненного сюжета, описанного в одноименном романе Анатолия Иванова. История революции, коллективизации, Великой Отечественной войны и послевоенной жизни, поданная в идеалах соцреализма нравилась воспитанным коммунистическими лозунгами простым людям. Съемки проходили в 1970-71 годах, а в 1974 году ленту показали в кинотеатрах, правда в урезанном до 4 частей виде.
Хотя в фильме и рассказывается о Сибири, съемки проводились на Урале - в ныне прекратившей существование деревне Петуховка Свердловской области, а также возле поселка Сарана. Одним из ключевых мест, в которых велись съемки, был Аликаев камень. В стародавние времена устроил на этом камне себе стойбище разбойник Аликай со своими товарищами. А по Петуховской дороге проходила дорога из Красноуфимска на Кунгур. Вот на этой дороге и промышляли разбойники. И была у Аликая красавица-жена, любил он ее безумно. Только жена ушла от него. Не выдержал разбойник мук сердечных и бросился вниз с утеса. Правда по другой версии спасался Аликай от полиции, прочесывавшей лес, сел в лодку, драгоценности затопил в реке, а сам скрылся бесследно.
Но сила искусства велика, а народная любовь к вышедшей на экраны картине оказалась еще больше. Скалу, где убили бандиты первого председателя колхоза и командира партизан Марью Воронову, в картине назвали Марьин утес. И люди приняли это название. Теперь на географических картах отмечено новое имя. А популярности Марьиному утесу не занимать - он является биологическим и геоморфологическим памятником природы. А еще это известное для уральцев место спортивного туризма.
Авторы фильма старались рассказать о трагической судьбе богатых и бедных в переломное для страны время, излишняя бравурность и воспевание коммунизма по их мнению была не к месту. Вот и получилось, что образы врагов народа Пистимеи и Устина, блестяще сыгранные Шурой Завьяловой и Сергеем Яковлевым, смотрятся вполне понятно, а где-то даже и трагически. Пронзительность и человечность их образов привели к тому, что отдельные сцены с их участием были вырезаны перед премьерой. Сейчас трудно представить сериал без воспоминаний Пистимеи, как отец подарил ей "на шляпки и шпильки" золотые рудники. Второй вырезанный момент был, как ей целуют ноги и обувь местные промышленники. Появились эти моменты перед зрителями только после восстановления картины.
Знаковой ролью оказалась роль председателя Большакова Захара Захаровича для актера Вельяминова. Позднее, когда снимали "Вечный зов", его все узнавали как председателя колхоза Большакова. В реальности Вельяминов не был к началу съемок профессиональным актером - он просто участвовал в самодеятельности. С 17 до 27 лет он находился в местах не столь отдаленных, а потом уж было не до учебы. Он был сыном царского полковника, перешедшего на сторону революции, и дворянином. Поверить в то, что привычный всем председатель Большаков с лицом умного трудяги является породистым дворянином сложно, но это так. Все дело в мастерстве перевоплощения актера.
Фролом Кургановым должен был стать Вадим Спиридонов. Он блестяще прошел пробы, но напоролся на жесткое противодействие со стороны своего педагога Сергея Герасимова. Тот потребовал от подопечного сконцентрироваться на учебе, а спорить с мэтром было попросту опасно для завершения обучения. Так в фильм пришел Валерий Гатаев. Его игра в картине приводит на мысль, что съемочная группа сделала правильный выбор.