Продолжаем рассказывать о великих коллекционерах, их выходках и интересных историях, связанных с коллекционированием. Сегодня у нас на очереди японский предприниматель Рёэй Саито. Он трижды входил в топ-200 коллекционеров планеты, а мир искусства не может простить ему одну эксцентричную выходку даже спустя 20 лет после смерти. Рассказываем и показываем.
Рёэй — неоднозначный бизнесмен
Как и Стэнли Сигер, о которым мы рассказывали в отдельной статье, Рёэй был представителем «золотой молодежи». Его отец основал в конце 30-х компанию Showa Paper в Японии, которая занималась производством бумаги и картона. Сейчас она входит в весьма успешный холдинг и работает в нескольких странах.
Рёэй занимал в этой компании должности директора и вице-президента. После смерти отца в 1961 году он занял его пост. Ему хватило 20 лет, чтобы вогнать Showa в кризис кредитами и инвестициями в странные предприятия. В 1982 году Рёэй сняли с поста и назначили почетным председателем, а его младший брат занялся непосредственным управлением.
Позже Рёэй сместил брата. Компания еще не раз входила в кризис — однажды ее чуть не забрали кредиторы. Окружение бизнесмена рассказывало журналистам, что Саито никогда не видел разницы между личными деньгами и средствами компании. Например, он свободно воспользовался финансами предприятия для покупки собственного поля для гольфа, на котором проходили его тренировки.
Эта короткая история объясняет, откуда у японского магната были деньги на дальнейшие забавы с искусством, которыми он занимался в 90-х. Чтобы дополнить портрет, вот вам еще несколько фактов: на тот момент Рёэю было уже под 80, он был участником уголовного дела по поводу коммерческого подкупа, его младший брат был губернатором одной префектуры, а сын — членом парламента Японии. Именно такой человек оказался уполномочен распоряжаться бесценными произведениями искусства.
Самурай Рёэй и его коллекция
Неизвестно как именно Саито пришел к коллекционированию, но уже в начале 90-х он обеспечил себе место на первой полосе в главных международных СМИ. В 1990 году Саито сделал две покупки, вошедшие в историю. Он приобрел картины Ван Гога «Портрет доктора Гаше» и «Бал в Мулен де ла Галетт» Пьера Огюста Ренуара. За них Рёэй заплатил в общей сложности свыше $160,600,000. В переводе на сегодняшний курс это порядка $300,000,000 — около 20 млрд рублей (за эти деньги в Курской области построят маслоэкстракционный завод). На тот момент это была самая крупная частная сделка на арт-рынке.
>> Кстати, недавно другую картину Ренуара украли из аукционного дома прямо перед торгами <<
В те году в Японии начал формироваться арт-культ — каждый уважающий себя богач просто обязан был приобрести хотя бы одно произведение западного искусства, особенно импрессионистов. Есть свидетельства, что местные магнаты даже брали кредиты и перезакладывали имущество, чтобы выполнить задуманное. Например, для покупки этих двух картин Рёэй по собственному признанию «одолжил участки земли своей компании».
Сразу после покупки Саито заставил арт-мир напрячься. Он сказал, что спрячет картины на складе на 10 лет, а после выставит в каком-то небольшом музее под Токио. Люди из мира искусства не очень любят, когда магнаты скупают драгоценные сокровища и распоряжаются ими так, как в голову взбредет. Поэтому потихоньку индустрия начала переживать.
«Мне удалось купить две замечательные картины, и я чувствую, будто вспорхнул к небесам», — сказал тогда Саито.
Тогда же стало известно, что коллекционер купил скульптуру Родена и заявил в СМИ, что «она украсит его двор». И это был второй звоночек.
Не прошло и года, как худшие опасения подтвердились. Беседуя со СМИ во Франции, Рёэй Саито заявил, что две самые дорогие на тот момент картины в мире будут кремированы вместе с коллекционером после его смерти. Именно такое распоряжение Рёэй отдал детям, так как налог с наследования этих произведение составит миллионы долларов.
Конечно, мир искусства пришел в бешенство. Многие деятели сделали публичные заявления, в которых протестовали против такого беспредела. Чуть позже Рёэй был вынужден заявить, что это была «шутка».
Прошло пять лет, и Саито не стало. «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара была изъята банком-кредитором компании за долги и продана в частную коллекцию. Мир искусства терпеливо ждал и появления картины Ван Гога на аукционах или какой-либо весточки от нее, но ничего не происходило. В 1999 году Метрополитен-музей вышел с заявлением, что, возможно, Рёэй нисколько не шутил. Портрет «Портрет доктора Гаше» хотели включить в выставку портретов Ван Гога, но музей не смог найти картину. В каталоге выставки значилась тревожная пометка: «Местонахождение неизвестно».
В 2007 году появились сообщения о том, что Саито продал портрет австрийскому коллекционеру Вольфгангу Флеттлю. Тот в свою очередь якобы перепродал ее еще кому-то. Но факт остается фактом: с 1990 года никто не видел полотно. Учитывая выступление Саито, есть все шансы утверждать — самурай забрал-таки картину с собой в могилу.
Почему портрет так важен
Эта картина — одна из последних работ Ван Гога. На ней изображен врач, который лечил художника перед смертью. Существует и вторая версия полотна. Якобы Ван Гог подарил ее врачу. Однако подлинность этой работы ставится под сомнение. Экспертиза показала, что под основным изображением на полотно нанесен другой рисунок, а Ван Гог всегда писал на чистом холсте. Так что, возможно, Рёэй Саито уничтожил единственный оригинал портрета.
Не забудьте также узнать историю двух других коллекционеров:
Стэнли Сигера, которого не беспокоили деньги
Барни Эбсворт, который собрал самую дорогую частную коллекцию американского искусства
Кстати, мы есть и в Telegram