Некоторые украинские моряки, задержанные пограничниками ФСБ РФ в Керченском проливе, могли даже не осознавать толком последствий своих незаконных действий.
Таким мнением с журналистами поделилась российский омбудсмен Татьяна Москалькова после того, как пообщалась с тремя военнослужащими ВМСУ в медчасти следственного изолятора «Матросской тишины». В частности, побеседовать с уполномоченной по правам человека изъявили желание сотрудник СБУ Василий Сорока и два члена экипажа одного из катеров Артём Артеменко и Андрей Эйдера.
По словам Москальковой, военнослужащие вообще толком так и не поняли, почему произошло то, что произошло. Один из моряков признал, что плыл, куда приказали и просто делал то, что делает вся команда. При этом, по мнению Москальковой, её собеседник всем видом показывал, что глубоко сожалеет о том, что его втянули в такую авантюру.
Омбудсмен ещё раз подчеркнула, что двое из её собеседников точно не понимали толком, что делают и явно не осознавали последствий нарушения российской границы. По факту, если верить их словам, они даже не поняли, что покинули свою акваторию. Также Москалькова отметила, что все её собеседники вели себя скованно и не выразили сожаления о случившимся по их вине инциденте.
По факту, если сопоставить истории всех троих, можно предположить, что большая часть членов экипажа действительно не была посвящена в планы начальства. Они просто двигались из точки А в точку Б по приказу вышестоящего командования. Возможно поэтому все матросы и растерялись так во время задержания, так как их никто не предупредил об истинной цели перехода. Сотрудник СБУ на борту был немногим больше осведомлён об их операции. Только в самый последний момент украинцы (по крайней мере вышеупомянутые трое) получили воинственные приказы от командования.
Конечно же, на 100% верить рассказам задержанных не стоит. Однако всё их поведение по время инцидента свидетельствует о том, что Москальковой они говорили по большей части правду. Эта встреча вообще грозит большими неприятностями киевским чиновникам, всё ещё мечтающим выжать из происшествия какую-либо политическую выгоду в общении с западными партнёрами. Дело в том, что это уже совсем не допрос, проведённый силовиками. Это встреча с правозащитницей, которой хотели сами задержанные. На принуждение их слова теперь уже не спишешь. Украинским пропагандистам придётся сильно постараться, чтобы перевернуть эту встречу в свою пользу.